Воронежские психологи обменялись опытом оказания помощи участникам СВО

Воронежские психологи обменялись опытом оказания помощи участникам СВО

Во Дворце творчества детей и молодежи в пятницу, 21 ноября, в рамках форума межсекторного взаимодействия «Общество в условиях проведения СВО» состоялся семинар на тему «Психологическая поддержка в условиях СВО: вызовы и решения». Выступавшие на этой секции спикеры исходя из своего практического опыта поговорили о психологических подходах к работе с участниками спецоперации и их семьями. Мероприятие посетили и корреспонденты РИА «Воронеж».

Как жить после СВО?

Воронежские психологи обменялись опытом оказания помощи участникам СВО

Для многих военнослужащих поиск себя в мирной жизни становится нелегким испытанием. Часто без квалифицированной помощи сделать это практически невозможно. Об этом не понаслышке известно кризисному психологу Виктории Квасовой. На этой секции она выступила модератором и одновременно спикером. В ее профкопилке – два года работы с ветеранами СВО.

По словам спикера, помимо радости, которую ветеран испытывает по возвращении домой, есть еще сопутствующий момент – такой как «горевание», а также, как бонус, невозможность найти себе применение в «обычной жизни». Виктория Квасова говорит, что с подобными проявлениями в одиночку справиться сложно. И тут нужен комплексный подход.

Воронежские психологи обменялись опытом оказания помощи участникам СВО

– О чем горюют ребята? О том, «что он выжил, а его товарищ нет», «он сейчас дома, а некоторые ребята там воюют», «кого-то он мог вынести с поля боя, но ему не разрешили», – перечисляет спикер. – Таких историй – сотни. Слушая их, я поняла, что с ветеранами могут работать те психологи, которые готовы выдержать их слезы. Кто вместе с ними не разревется, наоборот – надо быть сильными и эту силу применять, быть в «принятии» с ними.

В психологии есть пять стадий, о которых знает каждый, и самая главная – это «принятие», но, по словам Виктории Квасовой, с ветеранами не всегда какая-то стадия может проявляться. Они и вовсе могут «застревать» на одной из них.

– Для них «принятие» – это найти смысл, для чего они пришли домой, – говорит спикер. – У меня был в работе парень. Душой живой, но в нем засело это чувство вины. Что на поле боя он не смог вытащить всех своих товарищей: огромная вина, что он выжил, а они – нет. Мы составили с ним план действий, обозначили, сколько у нас будет с ним встреч. Сейчас он уже вышел из терапии, и у него осталось несколько последних заданий.

Воронежские психологи обменялись опытом оказания помощи участникам СВО

Виктория Квасова подчеркнула и роль семьи, которая так же, как и ветеран, находится в стрессе. А когда родной человек – сын, отец, брат – возвращается, нужно осознать, что начнется новый этап жизни.

– Часто ветераны говорят, что хотят стать как прежде. Но это невозможно, потому что он прошел новый опыт, он научился новому. Поэтому ему важно научиться жить по-новому. И семье стоит узнать его по-новому, – говорит спикер. – Почему они снова хотят уйти за ленточку? А потому что говорят, там жить проще. Почему проще? Просто они знают, как там выживать. А здесь надо подстраиваться под общество. А там отдаются приказы. Поэтому и с семьями тоже нужно работать, подготавливать их к этому этапу.

«Когда самому себе слишком сложно помочь»

Воронежские психологи обменялись опытом оказания помощи участникам СВО

Нередко у ветеранов СВО и членов их семей может наблюдаться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – оно возникает после событий, связанных со страхом гибели. Чтобы человек выжил, психика откладывает ужас на потом. Однако позже, в безопасной обстановке, сознание вновь прокручивает травмирующий опыт раз за разом. Об этой теме подробно рассказывала на секции заведующая отделением социально-психологических услуг центра комплексной реабилитации инвалидов «Семь ступеней» Ольга Протасова.

По словам спикера, ПТСР вызывает приступы ярости, удушья и паники, кошмары и головокружения. В такие моменты легко утратить самоконтроль и сорваться в аффект, неуправляемое эмоциональное состояние. Что делать в таких ситуациях, если человек наблюдает какие-либо у себя симптомы. Перове и важное – это все-таки обратиться за помощью к специалисту.

Воронежские психологи обменялись опытом оказания помощи участникам СВО

– ПТСР приводит к тому, что у человека возникают социальные проблемы, и он может даже стремиться справиться со стрессом, но, к сожалению, зачастую это может быть непродуктивно. Может возникнуть депрессия, расстройство пищевого поведения, поэтому самостоятельно решить вопрос очень сложно, – говорит Ольга Протасова. – Есть некоторые стратегии для помощи себе, например соблюдение режима дня. Если день будет наполнен разными активностями, то человек может переключаться, и таким образом можно немного снизить симптомы. И важно в такие моменты не отказываться от поддержки близких. Однако если вы понимаете, что навязчивые страхи никуда не уходят, то лучше всего обратиться за помощью.

О способах адаптации

Воронежские психологи обменялись опытом оказания помощи участникам СВО

На горячую линию Воронежского регионального объединения Росиийского Красного Креста часто поступают запросы о поиске пропавших без вести военнослужащих. Как правило, звонят жены и матери участников СВО, которым требуется психологическая помощь. На секции об этом немного рассказала психолог-спасатель федеральной мобильной группы Департамента реагирования МЧС Российского Красного Креста Екатерина Еримеева.

– На базе нашего отделения существует Центр общественной помощи, и помощь оказывается разным людям, попавшим в трудную ситуацию, – говорит Екатерина Еримеева. – И с октября 2022 года Красный Крест разработал инструменты социологической помощи. В частности – это горячая линия. Она работает с 7:00 до 21:00 каждый день. Нам можно не только звонить, но и писать, для этого разработан чат-бот, которым, как показала практика, активно пользуются мужчины и подростки. И тут хочется сказать, что наши специалисты не пользуются какой-то одной методикой, потому что для каждого нужен отдельный подход. Но только с января текущего года на горячую линию позвонили 110 тыс. человек – и каждому мы постарались помочь.

Воронежские психологи обменялись опытом оказания помощи участникам СВО

Екатерина отметила, что Красный Крест оказывает не только психологическую помощь, но и гуманитарную. Одним из ярких случаев в ее памяти останется история из Павловска. Пожилая женщина была вынуждена уехать из родного Донбасса, приютила ее у себя подруга, которая проживала в Воронежской области.

– Она тоже была женщина преклонных лет, и ее сын был мобилизован, то есть вот так СВО их объединила, – вспоминает Екатерина Еримеева. – Мы привозили им продукты и предметы гигиены. Слова благодарности, которые мы от них услышали, сложно передать. Это было очень трогательно.

Воронежские психологи обменялись опытом оказания помощи участникам СВО

Помимо этого, Красный Крест дает возможность людям получить новую профессию: проводит мастер-классы и тренинги по оказанию первой медицинской помощи.

– Профобучение у нас прошли несколько десятков мобилизованных женщин, одна из них, например, уехала из города и устроилась в военный госпиталь младшей медсестрой, – говорит Екатерина Еримеева. – И это для женщин не просто этап получить профессию, а способ адаптации, многие в этом ищут себя.

О новом вызове

Воронежские психологи обменялись опытом оказания помощи участникам СВО

На секции выступила также уполномоченный по правам ребенка по Воронежской области Ангелина Севергина. В приветственном слове она отметила, что в нашем регионе, к сожалению, нет конкретной структуры, которая бы могла работать с детьми и семьями участников СВО, оказывая им квалифицированную помощь. И сейчас зачастую за это берутся люди, которым не все равно.

– Это школьные психологи, психологи профобразовательных организаций, это и психологи социальных реабилитационных центров, – говорит Ангелина Севергина. – И хочется всем вам, коллеги, сказать и пожелать сил, находить их в себе, и помогать.

Ангелина Севергина отметила, почему работа психологов очень важна для детей.

– Взрослые думают, что многое дети не понимают, что происходит, но это заблуждение. У нас были случаи, когда приводили ребеночка, а он говорит: «Я не понимаю, папа вернулся с СВО в отпуск, он как будто бы мой папа, но я его не узнаю». Понимаете, о чем я, да? Посттравматическое стрессовое расстройство может сопровождать наших ребят, и тех, кто с ними рядом находится. Сейчас у нас, у психологов, новый вызов, давайте к нему отнесемся как к возможности развития в целях помощи тем, кто с нами рядом.

В рамках форума межсекторного взаимодействия «Общество в условиях проведения СВО» состоялась дискуссионная площадка «Круг Единства: среда поддержки для ветеранов СВО и их семей», участие в которой приняли общественники, волонтерские сообщества и представители госструктур, занимающиеся поддержкой ветеранов и их семей. Подробности – в материале РИА «Воронеж».

Источник: РИА "Воронеж"

Топ

Лента новостей