Москва и Дамаск вновь наводят мосты на высшем уровне: новый лидер Сирии Ахмед аш-Шараа посещает с первым визитом Россию. В чём уникальность события, чего ожидать и при чём здесь врач из Воронежа?
Эта разлетевшаяся вначале из Сирии новость даже смазала отчасти псевдотриумф Трампа в Газе. Но Кремль подтвердил: всё так, статус визита — рабочий. 15 октября прошли переговоры нового сирийского президента с Владимиром Путиным. Ахмед аш-Шараа с представительной делегацией уже прилетел.
Планируется обсудить текущее состояние и перспективы развития российско-сирийских связей в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах, а также последнее развитие событий на Ближнем Востоке,
— говорилось в сообщении кремлёвской пресс-службы.
Переговоры Владимира Путина с Ахмедом аш-Шараа в Кремле. Видео: Kremlin.ru
В нём обращает на себя внимание важная деталь: аш-Шараа назван просто "президентом", а не "президентом на переходный период", как полагалось бы, исходя из политических тонкостей. Сложно предположить непрофессионализм авторов или автора сообщения. Это, конечно, знак.
Подтвердил визит и его цели также и официальный Дамаск. Государственное агентство SANA со ссылкой на президентскую администрацию сообщило, что "официальный визит" аш-Шараа в Россию наносится в рамках "реструктуризации" двусторонних отношений и "обсуждения вопросов политического и экономического сотрудничества". Сирийский лидер обсудит с президентом России "региональные и международные события, которые представляют взаимный интерес, а также поиск путей развития сотрудничества в интересах двух стран". Кроме того, запланирована его встреча с представителями сирийской общины в России.
Sana: Президент аль-Шараа посетит Россию в среду и встретится с Путиным для обсуждения двусторонних отношений. Скриншот: Sana
Если учесть, что президентскую администрацию возглавляет тоже… аш-Шараа, только Махер, старший брат Ахмеда, врач из Воронежа с 25-летним стажем, где его с любовью вспоминают как прекрасного специалиста, то можно предположить, что визит организован с душой.
Наш человек в Дамаске
Притом что ВКС России безжалостно бомбили колонны оппозиционных сил, которые, почти не встречая сопротивления, устремились к Дамаску в конце 2024 года, уже в феврале года следующего состоялся телефонный разговор Путина с аш-Шараа. Президент России заверил новое сирийское руководство, что Москва остаётся привержена принципу "единства, суверенитета и территориальной целостности сирийского государства", и подтвердил готовность и дальше помогать Дамаску в улучшении социально-экономической обстановки.
До этого, в конце января Дамаск посетили тогдашний замглавы МИД России Михаил Богданов, курировавший Ближний Восток и страны Африки, и спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев. Тот визит проходил непросто.
Во время визита Михаила Богданова в Дамаск новые сирийские влaсти предложили России поучаствовать в реконструкции государства, сообщило агентство SANA. Фото: Sana.sy
В конце июля теперь уже в Россию приехала делегация представителей новых властей страны во главе с министром иностранных дел в переходном правительстве Асаадом аш-Шейбани. В её составе находились глава Минобороны Мурхаф Абу Касра, начальник главного управления разведки Хусейн Саляма, советник главы МИД Ибрагим аль-Олаби, глава канцелярии министра иностранных дел Мухсен Махбаш. Ну и, конечно, Махер аш-Шараа, генсек президентской канцелярии. Похоже, что именно он всех в Москву и привёз. Старший брат крутого восточного правителя — это сила!
Разумеется, сирийцев встречали и принимали на высшем уровне. Состоялись переговоры с главой МИД России Сергеем Лавровым, министром обороны Андреем Белоусовым. Сирийскую делегацию принял в Кремле Владимир Путин.
В сирийском МИД подчеркнули, что эта встреча являлась убедительным свидетельством начала процесса восстановления сирийско-российских отношений, укрепления регионального баланса и расширения возможностей нового сирийского государства. Всё так и есть. Не хватало только одного: визита Ахмеда аш-Шараа в Москву. И он уже здесь.
Важные тонкости
Пикантность визита состоит в том, что президент Сирии является также главой группировки "Хайат Тахрир аш-Шам"*, которая запрещена в России и признана террористической. Он объединил с турецкой и не только помощью оппозиционные режиму Башара Асада силы, нанёс тому молниеносное поражение (режим Асада развалился, почти не сопротивляясь), после чего тот бежал и получил по гуманитарным соображениям убежище в России!
У Эрдогана свои интересы в Сирии: он грезит о возобновлении проекта газопровода из Катара в Турцию через сирийскую территорию. Скриншот: агентство Anadolu
Озабоченные происходящим, британцы хотят обыграть это обстоятельство, чтобы обречь на неудачу визит аш-Шараа. Источники Reuters сообщают, что на переговорах в Москве новый лидер Сирии официально потребует, дескать, выдать сирийскому суду — и ведь есть за что — предыдущего лидера своей страны.
Возможно, этот вопрос и возникнет, но новые власти Сирии прекрасно понимают, что Москва на это не пойдёт, чтобы не повторять позора с Хонеккером и Наджибом, и разве что попробуют использовать эту тему для получения от России преференций. Асад, проклинаемый за никчёмность своими бывшими сторонниками, уже никто, он ни для кого не опасен.
Западные СМИ предполагают, что на переговорах в Кремле новый лидер Сирии потребует выдачи Башара Асада. Фото: Marwan Naam / Globallookpress
Сигналы от Лаврова
О деталях и достигнутых в ходе визита аш-Шараа договорённостях Москва и Дамаск, конечно, распространяться сильно не будут, чтобы не подставляться. Но уже вполне понятно, что будет обсуждаться и в каком ключе: как лучше развивать двусторонние отношения, жизненно важные для обеих стран, в новых условиях.
В преддверии визита приоткрыл завесу над этой тайной глава МИД России. В интервью для проекта "Мосты на Восток" Лавров, напомнив, что Россия "внесла немалый вклад в формирование основ экономики, социальной сферы, подготовки национальных кадров, укрепление обороноспособности" Сирии, заявил:
Мы заинтересованы в том, что всё то, что было начато (что-то с советских времён, что-то после 2011-2014 годов), всё то, что касается содействия национальной экономике, промышленности, сельского хозяйства, энергетики, — чтобы всё это продолжалось. Но, естественно, чтобы всё это было скорректировано под новые условия. Это касается и наших военных баз.
Министр подчеркнул, что "сирийское руководство, судя по всему, да и целый ряд стран региона заинтересованы в том, чтобы наше присутствие там сохранялось". Но это будет уже присутствие с другими задачами — не для того, чтобы "поддерживать военным образом законные власти против тех или иных оппозиционных сил".
Дамаск заинтересован в сохранении в Сирии русских военных баз — с добавлением новых, гуманитарных задач, а не просто как "военный форпост". Видео: "Военный осведомитель"
Имея в виду крупнейшие русские военные базы в Сирии — Хмеймим (ВКС) и Тартус (ВМФ), Лавров сказал главное:
Надо переформатировать функционал. Одна из очевидных задач, которые могут быть полезны сирийцам, их соседям и многим другим странам, — это гуманитарный хаб. Использовать порт и аэропорт для того, чтобы доставлять гуманитарные грузы из России, из стран Персидского залива в страны Африки. Понимание того, что это будет востребовано, есть. Готовы согласовывать детали. В принципе, вопрос был обсуждён. Есть обоюдный интерес.
Незадолго до визита лидера Сирии, 13 октября Лавров повторил на встрече с журналистами из арабских стран, что Дамаск заинтересован в сохранении в Сирии русских военных баз — с добавлением новых, гуманитарных задач, а не просто как "военный форпост".
По словам Лаврова, "это могут быть морская и воздушная базы, которые служат гуманитарными хабами для направления туда гуманитарных грузов, в том числе в Сахаро-Сахельскую зону, в другие нуждающиеся страны".
Подводим итоги
Террористическое прошлое нового сирийского руководителя и его режима, до сих пор происходящие в Сирии прискорбные эксцессы (преследования меньшинств, похищения школьников, поджоги) не мешают новым сирийским властям быть "рукопожатными" не только в России, но и на Западе. Поскольку реальную политику и геополитические интересы никуда не деваются. Аш-Шараа принимали руководители и ЕС, и США. Президент Дональд Трамп пожимал ему руку.
Новый сирийский президент довольно быстро стал "рукопожатным" на Западе. Фото: Kay Nietfeld/dpa/ Global Look Press
Да, Россия была врагом сирийской оппозиции, лояльно поддерживая Дамаск до самого конца, даже когда контролировавшие прогнивший режим экс-президента Асада иранцы "слились". Хорошо, что новая власть поняла причины этого: Москва лояльна действующей власти. Значит, и новой сирийской власти от России можно не ждать подлостей, в отличие от некоторых союзников. Россия успешно прошла проверку искушением отделить от Сирии её приморскую часть — Латакию, что местные восприняли бы на ура, когда в стране воцарился хаос.
Москве и Дамаску есть что обсудить — с учётом нахождения в Сирии важных для России баз, которые можно использовать в том числе и для сирийских нужд. Имеются также вопросы торговли, особенно продовольствия, экономических связей, энергетики, горючего и поставок оружия и запчастей к нему. Поскольку сирийская армия привыкла к советским и российским вооружениям.
Для Дамаска, как видим, даже в общении со странами, помогавшими аш-Шараа прийти к власти, важны отношения с Россией, в том числе и для того, чтобы набить себе цену в глазах остальных. Он сам чётко заявил об этом в интервью CBS: Сирия будет выстраивать спокойные отношения с Россией и Китаем, направившими Дамаску "позитивные сигналы", и это не противоречит отношениям с Европой и США. Которые, добавим от себя, этого совершенно не хотят, желая полностью контролировать новую сирийскую власть, вредить её руками России.
России тоже приходится быть реалистом, и на Востоке это уже второй такой случай. Первыми были талибы, и этот курс себя вполне оправдал: угрозы для России в виде терроризма и наркотрафика от них не исходят, а их внутренние дела не наше дело — пусть каждый живёт по своему уставу.
Давно замечена такая, продиктованная самой жизнью закономерность: когда террористы, революционеры становятся властью, им приходится силою вещей превращаться в государственников. Помочь новым сирийским властям состояться в этом качестве, избавиться постепенно от экстремизма — благородная задача. Россия с ней должна справиться.
Что с того?
Жизненно важные интересы России заключаются в том, чтобы не лишиться "аэродрома подскока" Хмеймим, не потерять очень важный для нашего ВМФ средиземноморский порт Тартус, которые обеспечивают также логистику операциям и интересам России в Африке, помогают обходить западные санкции.
Конечно, "потесниться" там можно ради сирийской и прочей "гуманитарки", что и является, как видим, предметом переговоров.
Но понятно также и то, что цена за это не должна быть чрезмерной, поскольку отношения между странами должны строиться на обоюдной выгоде. Похоже, что не только Москва, но и Дамаск это вполне понимает.
*Террористическая организация, запрещена в России.