В пятницу, 11 апреля, в гимназии имени Никитина на Московском проспекте, 38 министр цифрового развития Воронежской области Денис Волков провел урок по квантовым технологиям для старшеклассников. Занятие прошло в рамках всероссийского проекта «Урок цифры». На занятии побывали и корреспонденты РИА «Воронеж».
Лекцию провели в преддверии Всемирного дня квантовой физики, который отмечается 14 апреля. На занятии министр цифрового развития рассказал ребятам о принципах науки, первых аналоговых компьютерах, практическом применении квантового компьютера, о развивающихся квантовых технологиях.

Рассказывая о первых аналоговых компьютерах, Денис Волков привел в качестве примера гидравлический интегратор Лукьянова. Это первая в мире водяная вычислительная машина для решения дифференциальных уравнений, действие которой основано на протекании воды. Интегратор был создан в 1936 году Владимиром Лукьяновым. Оказалось, что школьники о нем слышали и с удовольствием поддержали беседу.

Больше всего ребят заинтересовала суть эксперимента «Кот Шредингера». Его придумал австрийский физик Эрвин Шредингер. В этом эксперименте кот мысленно заключается в запечатанный ящик вместе с радиоактивным источником, детектором и флаконом с ядом. Если детектор регистрирует излучение, то флакон разбивается и кот умирает. Если нет, то кот остается жив. По механике квантового мира, до тех пор, пока ящик не открыт, кот остается одновременно живым и мертвым.

Рассказывая ребятам о теории квантовой запутанности, когда объекты взаимосвязаны и не могут быть описаны один без другого, Денис Волков привел простой пример с носками, которые находятся в суперпозиции левого и правого, пока их не надели. Как только надет один из них, второй мгновенно приобретает противоположное состояние.
По завершению лекции министр цифрового развития региона ответил на волнующие школьников вопросы, которых оказалось немало. В основном ребят интересовали тонкости практического применения квантового компьютера в биологии, медицине и других областях.

Десятиклассница Дарья рассказала корреспонденту РИА «Воронеж», что урок ей понравился. Девушка еще не определилась с будущей профессией. Ей нравятся разные предметы и каким-то определенным она не увлечена. На занятии Дашу заинтересовал принцип квантовой неопределенности.

– Я узнала, что длина волны объекта связана с его импульсом, интересно, что ты не знаешь где именно он находится, – отметила старшеклассница.
Ученик воронежской гимназии Марк с профессией уже определился. Юноша планирует стать логистом. Сейчас он активно готовится к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Марк отметил, что скорее всего в университете ему предстоит изучать разные дисциплины, в том числе физику, поэтому урок стал для него полезным и очень понятным.

Старшеклассница Валерия в будущем планирует связать свою жизнь с естественными науками. Девушка будет поступать на физико-математический факультет. Сейчас Лера готовится к ЕГЭ, помимо основных предметов – русского и профильной математики, она планирует сдавать информатику и физику.

– Я узнала о квантовой физике на практических примерах, потому что до этого я знала ее с более теоретической точки зрения, – поделилась Валерия.
Министр цифрового развития Воронежской области Денис Волков пояснил журналистам, что урок проводился с учетом возраста школьников. Квантовая физика очень отличается от классической, поэтому во время лекции использовались очень простые и понятные примеры, которые смогут заинтересовать ребят и положительно повлиять на изучение ими этой науки в дальнейшем.

Денис Волков регулярно проводит для школьников и студентов занятия в рамках всероссийского проекта «Урок цифры». В конце марта министр провел открытый урок на тему онлайн-мошенничества в цифровой среде для студентов Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа. Подробнее об этом – в материале «РИА Воронеж».