Законопроект, направленный на объединение государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, подготовлен сенаторами РФ.
Первым заместителем Председателя Совета Федерации Владимиром Якушевым, сенаторами РФ Андреем Шевченко, Александром Высокинским и депутатом Государственной Думы Сергеем Пахомовымвносится законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на объединение государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Инициатива поддержана на заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации 25 марта текущего года.
Сейчас органы местного самоуправления уполномочены осуществлять муниципальный жилищный контроль в отношении муниципального жилищного фонда. Остальной жилищный фонд – зона внимания органов государственного жилищного надзора (региональных жилинспекций). В итоге в одном доме, где есть хотя бы одна муниципальная квартира, осуществляется и госжилнадзор, и муниципальный жилищный контроль с идентичным предметом оценки. А если домом управляет управляющая организация, то включается еще и лицензионный контроль за ее деятельностью, который осуществляет та же региональная жилинспекция.
«Такая градация не оправдывает себя. Мы предлагаем отказаться от муниципального жилищного контроля как самостоятельного вида. Зачем в одном доме два разных контролера, которые, по сути, проверяют одно и то же, но при этом еще у каждого своя схема работы и инструментарий? При этом жителям муниципальных квартир полагается один контролер, а всем их соседям – другой. Это влечет затруднения в вопросе, к кому обращаться, кому и что проверять, – отметил Владимир Якушев.
«И людям, и управляющим организациям гораздо проще и понятнее, когда контролер один. Мы видим, что муниципальные контролеры недогружены, недостаточно результативны. Это логично, ведь доля муниципального жилфонда сокращается. Сейчас всего около 3,5%. Пора перераспределять ресурсы. Пусть государственный жилищный надзор, как изначально и было предусмотрено в нашем Жилищном кодексе, распространяется на весь жилфонд, независимо от его формы собственности. Очевидные преимущества этой модели — концентрация полномочий у одного субъекта, унификация подходов к надзорной деятельности. Защита жителей муниципального фонда усилится благодаря повышению статуса надзорного органа. А мы продолжим работать над укреплением системы этого надзора», — подчеркнул первый вице-спикер Совета Федерации.
Муниципальный жилищный контроль в отношении муниципального жилфонда был обособлен от регионального жилищного надзора в 2021 году. При этом органы местного самоуправления ограничены в инструментах реагирования на выявленные нарушения, например, не обладают полномочиями по привлечению виновных к административной ответственности. Отдельные регионы уже забрали муниципальный жилищный контроль на свой уровень (Воронежская и Тюменская области). Законодательство позволяет вовлекать муниципалитеты в надзорную работу путем передачи отдельных региональных полномочий. Такую практику авторы отметили в 12 субъектах РФ.