Что для русского радушие, то для немца - культурный шок. Штефан, гость из Германии, после трёх дней в Воронеже признался: его "задушило" русское гостеприимство. "Я не мог понять правила игры", - заявил он после отъезда.
Штефан - немец, много путешествующий и, казалось бы, привычный ко всему. Но трёхдневная поездка в Воронеж и остановка в доме обычной русской семьи выбила его из колеи. Уже после возвращения домой мужчина сказал подруге, по приглашению которой поехал: "Твоя мама - самый добрый человек в мире, но я чувствовал себя как в плену у любви". Как оказалось, воронежское гостеприимство стало для иностранца настоящим испытанием.
Гостя встретили с распростёртыми объятиями. Хозяйка сразу отобрала сумку, обняла и усадила за стол, накрытый будто к свадьбе. Штефан пробовал отказаться: мол, только что ел в самолёте. Но его слова восприняли за скромность. Мама начала сама накладывать еду, а как только тарелка пустела, следовала добавка.
Вскоре появился отец с бутылкой спиртного. Штефан попытался вежливо объяснить, что не пьёт крепкое из-за проблем с желудком, но хозяин обиделся. "Значит, не считает меня достойным собеседником", - решил глава семейства. Вечером подтянулись соседи, которые хотели познакомиться с европейцем. Кто с пирогами, кто с вопросами, кто с рассказами о Германии. Гостя окружили искренним вниманием, но он быстро начал уставать.
В Германии, если человек говорит нет, это значит нет. Никто не настаивает, никто не обижается. А у вас отказ воспринимается как грубость. Я не мог понять правила игры - что говорить, как реагировать. Было ощущение, что я всё делаю неправильно,
- делился потом Штефан.
На следующее утро дорогого гостя вновь пытались угощать всяческими яствами, а тот пытался отказываться, мол, не привык есть много по утрам. Но хозяйка расстроилась: "Значит, невкусно готовлю". Далее иностранец захотел прогуляться один, чтобы изучить город, а хозяева решили, что гостю непременно нужно сопровождение. Тут же организовали импровизированную экскурсию с братом и соседкой, преподававшей английский.
Я понял, что не могу просто сказать: "Хочу побыть один",
- вспоминал немец.
К вечеру второго дня Штефан чувствовал себя измотанным. Теплота и забота без передышки показались ему чересчур утомительными: "Я чувствовал, что нахожусь под круглосуточным наблюдением добрых намерений".
Утро в день отъезда стало последней каплей. Отказ от застолья был воспринят плохо. Глава семейства не понял такого решения:
Что за странный народ эти немцы - не едят, не пьют, всё время отказываются.
Уезжая, Штефан получил чемодан еды: банки, пироги, мёд, варенье. Отказаться не вышло.
Через несколько месяцев немец снова приехал в Россию - по работе. Но уже не в гости, а в отель. "Так проще для всех. Я очень люблю твоих родителей, но больше не могу жить в таком режиме", - цитирует мужчину его подруга, тревел-блогер Валерия, в своём дзен-канале.
История Штефана показала: для одних русское гостеприимство - это тепло и забота, для других - давление и потеря личной свободы. Жители России могут быть щедрыми до слёз. Но если гость не привык к таким удушающим объятиям, то может почувствовать себя не любимым, а пойманным в сеть.