Антифрод, дроппер, претекстинг, фишинг и дипфейк – эти и многие другие термины пополнили словарный запас учащихся среднего звена и 10 класса воронежской школы №37. Для них «Урок цифры» в среду, 21 мая, провел министр цифрового развития Воронежской области Денис Волков. Школьники узнали о самых распространенных мошеннических схемах, о том, как вести себя, если звонит незнакомец, и о правилах безопасности в интернете. Занятие по кибербезопасности посетили и корреспонденты РИА «Воронеж».

В начале разговора дети вместе с министром разобрались в понятии «фрод» – мошенничество в сфере высоких технологий. Тема «антифрода», то есть борьбы с мошенничеством, стала ключевой.
Денис Волков объяснил школьникам, что погоня за легкими деньгами может привести к плачевным последствиям. Мошенники чаще всего не действуют напрямую, а используют подставных лиц – дропперов, которые за незначительную для злодеев сумму становятся посредниками мошеннических комбинаций.

– Если вам предлагают забрать деньги или снять средства с чужой пластиковой карты, помните, что это уголовное преступление и разорение какого-то человека, – предупредил ребят министр.
Денис Волков напомнил, что одним из самых известных литературных мошенников является Чичиков. Сегодня основной формой фрода считается социальная инженерия, техника манипулирования людьми с целью контроля их поведения. Чтобы быстрее обрабатывать своих жертв, мошенники создают специальные скрипты – претекстинг.
– Первый осужденный хакер Кевин Митник использовал методы социальной инженерии, он звонил по телефону, представлялся сотрудником техподдержки, обещал решить проблему клиента, после люди называли ему логины, пароли и всю секретную информацию, – привел пример Денис Волков.
В ходе беседы школьники выяснили, что с мошенником лучше не вести диалог и не пытаться его обхитрить или играть с ним, поскольку на основе разговора злоумышленник может создать дипфейк.

Дети во время занятия активно включались в разговор, рассказывали свои случаи из жизни, когда они сталкивались или могли столкнуться с мошенничеством. Денис Волков поделился с ребятами своей историей. Его дочь чуть не стала жертвой мошенничества. Злоумышленник при помощи психологического давления хотел ее заставить перейти по ссылке. Денис Волков порекомендовал школьникам в подобных ситуациях обращаться ко взрослым: родителям, учителям, психологам – потому что чаще всего дети не могут с проблемой справиться самостоятельно.
Фишинг – это один из способов украсть данные пользователей. На мессенджер приходит ссылка с поддельным адресом, может не совпадать всего одна буква, но невнимательный человек переходит по ней, и все его данные оказываются у злоумышленников.
Часть занятия была посвящено маркетплейсам. Денис Волков отметил основные правила пользования ими: не уходить из чата площадки и не оплачивать товары посредствам сторонних ресурсов. Кроме того, министр подчеркнул, что для всех сервисов необходимо использовать двухфакторную аутентификацию.

Среди методов защиты школьникам особенно запомнилось создание сложных паролей, Денис Волков предложил сочетать несколько не связанных друг с другом слов и набирать их на латинице. Кроме того, он перечислил самые популярные пароли 2024 года, которые точно не нужно использовать: «123», «йцукен» (первые пять букв на клавиатуре.– Прим. ред.), «Марина» и «рандеву».
Подводя итоги занятия, министр перечислил основные правила безопасности: никогда не сообщать личную информацию о себе, создавать только сильные пароли, не использовать свое имя в соцсетях, не делать репостов и фотографий, которые могут испортить будущее, обращаться к экспертам и взрослым за помощью.
Денис Волков посоветовал учащимся закрепить знания по теме «Антифрод», пройдя интерактивный курс на сайте «Урок цифры».

Семиклассник Влад Кожанов считает занятие полезным, многие способы защиты он будет применять в жизни.
– Сегодня на уроке я узнал про разные схемы мошенничества, например через телеграм-бот или с помощью психологического давления. Раньше мне было уже известно про двухфакторную аутентификацию. Для меня полезной была информация про сложные пароли, обязательно создам себе такой, – отметил парень.
Алена Семынина из 8 класса рассказала корреспондентам, что тоже довольна уроком.

– Я теперь знаю, как защитить свой аккаунт и личные данные, мне также понравилась история про пароли, буду использовать эту хитрость. Я и раньше знала, но теперь более уверена в том, что не нужно отвечать на незнакомые номера, – поделилась девушка.
Занятие проходило в преддверие лета, и ученик 7 класса Николай Капустин отметил, что урок в это время актуален как никогда.

– Я хотел бы, чтобы такие занятия проходили каждую четверть перед каникулами для закрепления знаний о разных мошеннических схемах, чтобы школьники не попадались на уловки, ведь в свободное время процент такой опасности растет, – рассказал Николай.
Денис Волков регулярно проводит для школьников и студентов занятия в рамках всероссийского проекта «Урок цифры». В начале апреля он рассказал старшеклассникам гимназии имени Никитина про квантовые технологии, а в конце марта министр провел открытый урок на тему онлайн-мошенничества в цифровой среде для студентов Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа. Подробнее об этом – в материале РИА «Воронеж».