Чичиковы XXI века: министр цифрового развития Воронежской области рассказал школьникам об уловках мошенников

Чичиковы XXI века: министр цифрового развития Воронежской области рассказал школьникам об уловках мошенников

Антифрод, дроппер, претекстинг, фишинг и дипфейк – эти и многие другие термины пополнили словарный запас учащихся среднего звена и 10 класса воронежской школы №37. Для них «Урок цифры» в среду, 21 мая, провел министр цифрового развития Воронежской области Денис Волков. Школьники узнали о самых распространенных мошеннических схемах, о том, как вести себя, если звонит незнакомец, и о правилах безопасности в интернете. Занятие по кибербезопасности посетили и корреспонденты РИА «Воронеж».

Чичиковы XXI века: министр цифрового развития Воронежской области рассказал школьникам об уловках мошенников

В начале разговора дети вместе с министром разобрались в понятии «фрод» – мошенничество в сфере высоких технологий. Тема «антифрода», то есть борьбы с мошенничеством, стала ключевой.

Денис Волков объяснил школьникам, что погоня за легкими деньгами может привести к плачевным последствиям. Мошенники чаще всего не действуют напрямую, а используют подставных лиц – дропперов, которые за незначительную для злодеев сумму становятся посредниками мошеннических комбинаций.

Чичиковы XXI века: министр цифрового развития Воронежской области рассказал школьникам об уловках мошенников

– Если вам предлагают забрать деньги или снять средства с чужой пластиковой карты, помните, что это уголовное преступление и разорение какого-то человека, – предупредил ребят министр.

Денис Волков напомнил, что одним из самых известных литературных мошенников является Чичиков. Сегодня основной формой фрода считается социальная инженерия, техника манипулирования людьми с целью контроля их поведения. Чтобы быстрее обрабатывать своих жертв, мошенники создают специальные скрипты – претекстинг.

– Первый осужденный хакер Кевин Митник использовал методы социальной инженерии, он звонил по телефону, представлялся сотрудником техподдержки, обещал решить проблему клиента, после люди называли ему логины, пароли и всю секретную информацию, – привел пример Денис Волков.

В ходе беседы школьники выяснили, что с мошенником лучше не вести диалог и не пытаться его обхитрить или играть с ним, поскольку на основе разговора злоумышленник может создать дипфейк.

Чичиковы XXI века: министр цифрового развития Воронежской области рассказал школьникам об уловках мошенников

Дети во время занятия активно включались в разговор, рассказывали свои случаи из жизни, когда они сталкивались или могли столкнуться с мошенничеством. Денис Волков поделился с ребятами своей историей. Его дочь чуть не стала жертвой мошенничества. Злоумышленник при помощи психологического давления хотел ее заставить перейти по ссылке. Денис Волков порекомендовал школьникам в подобных ситуациях обращаться ко взрослым: родителям, учителям, психологам – потому что чаще всего дети не могут с проблемой справиться самостоятельно.

Фишинг – это один из способов украсть данные пользователей. На мессенджер приходит ссылка с поддельным адресом, может не совпадать всего одна буква, но невнимательный человек переходит по ней, и все его данные оказываются у злоумышленников.

Часть занятия была посвящено маркетплейсам. Денис Волков отметил основные правила пользования ими: не уходить из чата площадки и не оплачивать товары посредствам сторонних ресурсов. Кроме того, министр подчеркнул, что для всех сервисов необходимо использовать двухфакторную аутентификацию.

Чичиковы XXI века: министр цифрового развития Воронежской области рассказал школьникам об уловках мошенников

Среди методов защиты школьникам особенно запомнилось создание сложных паролей, Денис Волков предложил сочетать несколько не связанных друг с другом слов и набирать их на латинице. Кроме того, он перечислил самые популярные пароли 2024 года, которые точно не нужно использовать: «123», «йцукен» (первые пять букв на клавиатуре.– Прим. ред.), «Марина» и «рандеву».

Подводя итоги занятия, министр перечислил основные правила безопасности: никогда не сообщать личную информацию о себе, создавать только сильные пароли, не использовать свое имя в соцсетях, не делать репостов и фотографий, которые могут испортить будущее, обращаться к экспертам и взрослым за помощью.

Денис Волков посоветовал учащимся закрепить знания по теме «Антифрод», пройдя интерактивный курс на сайте «Урок цифры».

Чичиковы XXI века: министр цифрового развития Воронежской области рассказал школьникам об уловках мошенников

Семиклассник Влад Кожанов считает занятие полезным, многие способы защиты он будет применять в жизни.

– Сегодня на уроке я узнал про разные схемы мошенничества, например через телеграм-бот или с помощью психологического давления. Раньше мне было уже известно про двухфакторную аутентификацию. Для меня полезной была информация про сложные пароли, обязательно создам себе такой, – отметил парень.

Алена Семынина из 8 класса рассказала корреспондентам, что тоже довольна уроком.

Чичиковы XXI века: министр цифрового развития Воронежской области рассказал школьникам об уловках мошенников

– Я теперь знаю, как защитить свой аккаунт и личные данные, мне также понравилась история про пароли, буду использовать эту хитрость. Я и раньше знала, но теперь более уверена в том, что не нужно отвечать на незнакомые номера, – поделилась девушка.

Занятие проходило в преддверие лета, и ученик 7 класса Николай Капустин отметил, что урок в это время актуален как никогда.

Чичиковы XXI века: министр цифрового развития Воронежской области рассказал школьникам об уловках мошенников

– Я хотел бы, чтобы такие занятия проходили каждую четверть перед каникулами для закрепления знаний о разных мошеннических схемах, чтобы школьники не попадались на уловки, ведь в свободное время процент такой опасности растет, – рассказал Николай.

Денис Волков регулярно проводит для школьников и студентов занятия в рамках всероссийского проекта «Урок цифры». В начале апреля он рассказал старшеклассникам гимназии имени Никитина про квантовые технологии, а в конце марта министр провел открытый урок на тему онлайн-мошенничества в цифровой среде для студентов Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа. Подробнее ­об этом – в материале РИА «Воронеж».

Источник: РИА "Воронеж"

Топ

Лента новостей