На заседании комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, прошедшем в среду, 23 июля, рассматривался федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».
С докладом выступил сенатор от Воронежской области Сергей Лукин.
Законопроект № 924067?8, уже принятый Госдумой 16 июля 2025 года, создает правовые основы для использования цифрового рубля в бюджетных операциях. Как отметил сенатор Лукин, это важный шаг в цифровой трансформации финансовой системы страны. Новые нормы позволят сделать бюджетные процессы более прозрачными и эффективными.
Законопроект содержит целый ряд принципиально важных новелл. Прежде всего, он вводит в правовое поле понятие «счет цифрового рубля Федерального казначейства», определяя его как специальный счет, открытый Федеральному казначейству оператором платформы цифрового рубля для совершения с ним операций. Особое значение имеет положение о наделении Центрального банка РФ полномочиями по бесплатному обслуживанию таких счетов, включая оказание услуг оператора платформы цифрового рубля.
– Мы сознательно исключаем любые комиссии за обслуживание счетов цифрового рубля, чтобы не создавать дополнительной финансовой нагрузки на бюджетную систему, – пояснил Сергей Лукин.
Федеральное казначейство теперь получает право представлять распоряжения о переводе цифровых рублей со своего счета, а участники системы казначейских платежей смогут давать распоряжения о переводах средств на счета пользователей платформы цифрового рубля. Закон детально прописывает механизм взаимных переводов между счетами Федерального казначейства и пользователей платформы.
Особого внимания заслуживает поэтапный подход к внедрению нововведений. В 2025 году использование цифрового рубля в федеральном бюджете будет ограничено перечнем расходов, утверждаемым правительством РФ по согласованию с Центробанком. Однако уже с 1 января 2026 года эти ограничения снимут, а с 1 июля 2027 года цифровой рубль начнут использовать и на региональном уровне – в бюджетах субъектов Федерации, местных бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов.
– Мы намеренно выбрали постепенную модель внедрения. Это позволит отработать технологию на федеральном уровне, выявить и устранить возможные проблемы, прежде чем переходить к масштабированию системы на все уровни бюджетной системы, – отметил Сергей Лукин.
Отдельный блок изменений касается субсидий на выполнение кадастровых работ и управление государственной и муниципальной собственностью. Эти субсидии будут предоставляться через систему «Электронный бюджет» на основании специальных соглашений между органами власти и публично-правовыми компаниями.
Как подчеркнул сенатор Лукин, все предусмотренные законом изменения не окажут негативного влияния на сбалансированность бюджетов.
– Мы тщательно проанализировали возможные последствия и можем с уверенностью сказать, что бюджетная система готова к этим изменениям, – заверил сенатор.
По итогам обсуждения комитет единогласно рекомендовал Совету Федерации одобрить законопроект. После официального опубликования закон вступит в силу через десять дней, открыв новую страницу в цифровизации государственных финансов России.