Сенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукции

Сенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукции

Участники парламентских слушаний обсудили риск-ориентированный подход в сфере защиты прав потребителей.

В Совете Федерации прошли парламентские слушания по теме «Лучшие региональные практики в сфере защиты прав потребителей».

Открывая мероприятие, председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко отметил роль региональных властей в защите прав потребителей. «Они обеспечивают тесное взаимодействие с населением, выявляют и оперативно решают возникающие проблемы», – заявил он.

Сенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукцииСенаторы предложили расширить основания для проверки контрольных закупок пищевой продукции

Сенатор обратил внимание на динамичные изменения на потребительском рынке. К ключевым тенденциям он отнес развитие онлайн-торговли, появление новых цифровых продуктов, развитие блогерской деятельности по продаже информационных, консультационных и образовательных услуг. Эти изменения требуют актуализации законодательства.

«Кроме того, важно совершенствовать нормативное регулирование онлайн-торговли, включая упорядочение отношений между маркетплейсами, продавцами и потребителями», – подчеркнул Вячеслав Тимченко.

Член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей Виктор Зобнев отметил, что за последние годы был внесён ряд поправок в законодательство, направленных на защиту прав граждан. Особое внимание было уделено утверждению Единых правил в области защиты прав потребителей Союзного государства России и Беларуси. Теперь важно привести российские нормы в соответствие с ними.

Он также напомнил, что Совет Федерации продолжает работу по совершенствованию норм права по защите потребителей от недобросовестных участников рынка и манипуляций с информацией. В частности, был одобрен закон, распространяющий ограничения на бестабачные смеси для нагревания, аналогичные ограничениям для никотинсодержащей продукции.

Среди инициатив, подготовленных по итогам проведенных в Совете Федерации парламентских слушаний и круглых столов, — отмена согласования с прокуратурой внеплановых проверок при выявлении индикаторов риска, а также обязанность онлайн-агрегаторов обеспечить соблюдение прав потребителей на обмен и возврат товаров.

«Необходимо активизировать работу по созданию безопасной и прозрачной онлайн-среды, где потребители смогут уверенно совершать покупки», – сказал Виктор Зобнев.

Он выделил необходимость совершенствования механизмов по борьбе с контрафактом, защиты персональных данных и оперативного реагирования на нарушения в онлайн-среде.

Член Комитета СФ по экономической политикеВладимир Кравченко отметил рост жалоб на нарушения санитарно-эпидемиологических норм в общепите. «Анализ показал: большинство случаев острых пищевых инфекций происходит в организациях, где плановые проверки проводились пять и более лет назад», – подчеркнул сенатор. Он предложил вернуть Роспотребнадзору право на внезапные проверки без предварительного уведомления, в том числе по жалобам потребителей.

Владимир Кравченко также рассказал о наработках Томской области и предложил усилить контроль за качеством пищевой продукции, разрешив внеплановые проверки без уведомления производителей потенциально опасной продукции.

«Контрольные закупки эффективны и не мешают бизнесу, поэтому предлагается вернуть проведение контрольных закупок пищевой продукции при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля», – продолжил сенатор.

Владимир Кравченко напомнил, что Роспотребнадзор разработал 132 индикатора риска для системы санитарно-эпидемиологического надзора, позволяющих оперативно выявлять опасную продукцию и нарушения. Однако в настоящий момент согласованы только 4 индикатора, причем ни один из них не касается непосредственно контроля продукции.

«Необходимо также обязать производителей, исполнителей, продавцов и представителей иностранных изготовителей информировать Роспотребнадзор о выявленных в ходе производственного контроля фактах несоответствия продукции требованиям технических регламентов», – заключил парламентарий.

Директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли РФ Владислав Заславский посвятил свое выступление системе маркировки как инструменту противодействия незаконному обороту промышленной продукции. «Сейчас она охватывает 27 товарных групп, включая социально значимые. До конца года 2025 г. добавятся еще пять».

Он назвал маркировку наиболее эффективным инструментом риск-ориентированного подхода, который реализуется в рамках реформы контроля и надзора в стране.

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ Елена Шешкорассказала о системе контроля качества оказания медицинской помощи, включающей государственный, ведомственный и внутренний уровни. «Плановые проверки проводятся на основе риск-ориентированного подхода, а акцент смещён на профилактические мероприятия. Эффективность проверок в 2024 г. превысила 95%», – пояснила она.

Начальник Управления Федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Олег Прусаков отметил, что региональные программы по защите прав потребителей действуют в 50 регионах, а в 19 они интегрированы в другие госпрограммы. «Особое внимание уделяется финансовой грамотности – соответствующие программы реализуются в 81 субъекте Федерации, что особенно важно на фоне роста цифрового мошенничества», – подчеркнул он.

При этом, продолжил Олег Прусаков, лишь у 1 проц. муниципалитетов есть отделы по защите прав потребителей. Он обратился к сенаторам с предложением закрепить соответствующие полномочия в законе о местном самоуправлении.

В ходе обсуждения участники парламентских слушаний предложили создать реестр недобросовестных хозяйствующих субъектов на основе единых критериев. Также обсуждались цифровые инструменты контроля и надзора, опыт регионов по информированию населения о различных аспектах защиты прав потребителей, в том числе посредством социальных сетей и блогеров. Обсуждались просветительские инициативы, такие как «школы грамотного потребителя» и проекты по повышению финансовой грамотности.

Реализацией мер по защите прав потребителей у себя в регионах поделились министр торговли и услуг Республики Башкортостан Азат Аскаров, заместитель министра предпринимательства, торговли и туризма Воронежской области Ольга Яковлева, министр промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области Денис Пестриков, директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Гелас, исполняющий обязанности начальника государственно-правового управления администрации губернатора Ульяновской области Валерия Малышева.

В мероприятии участвовали сенаторы РФ, представители федеральных органов исполнительной власти, 70 субъектов Федерации, руководители предприятий, общественных объединений, некоммерческих организаций по защите прав потребителей.

«Все предложения участников дискуссии будут проанализированы для формирования рекомендаций в целях совершенствования профильного законодательства и тиражирования лучших региональных практик в сфере защиты потребительских прав», – сказал Вячеслав Тимченко, подводя итоги парламентских слушаний.

Источник: Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Топ

Лента новостей