МОСКВА, 3 февраля./ТАСС/. Выставка "Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э. из собрания Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского" представлена в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. На открытии выступила новый директор музея Ольга Галактионова, передает корреспондент ТАСС.
"Мне неловко открывать эту выставку, потому что к этому мероприятию я пока не имею полноценного отношения. Я хочу только поблагодарить за проделанную работу всех причастных. Об этой выставке и проекте я слышала и мы разговаривали с Елизаветой Лихачевой (возглавляла Пушкинский музей с марта 2023 по январь 2025 - прим. ТАСС) о ней еще до того, как я возглавила музей. Мне кажется, что это огромная работа, это очень важная научная история для ГМИИ", - сказала она, открывая выставку.
Фрагмент фрески представлен широкой публике впервые. На ней изображен молодой мужчина с бородой и пышной прической, сидящий на коне. На всаднике короткая кираса (металлический панцирь на спину и грудь - прим. ТАСС) и золотой пояс, надетые поверх красной туники. Эти атрибуты указывают на его военное происхождение. Голова его не защищена шлемом, а из оружия только копье. На нем запятнанная кровью белая туника, символизирующая трофей, добытый у убитого врага.
Роспись была найдена в ноябре 1871 года в античной Капуе (современная Санта-Мария-Капуя-Ветере) и приобретена семьей Дориа. Позже Джакомо Дориа продал ее музею Дерптского университета с помощью археолога Вольфганга Гельбига. После Октябрьской революции фрагмент оказался в Музее древностей Воронежского университета, открытом в 1918 году, а с 1933 года хранится в Воронежском художественном музее. Эта фреска относится к раннему периоду романизации региона и связана с живописной школой Капуи.
Обстоятельства находки фрески неизвестны, но по стилю изображения можно предположить, что она украшала гробницу-цисту - каменный ящик, в который помещали покойного с дарами. Росписи в таких гробницах создавались преимущественно для аристократии и зависели от статуса и положения заказчика. Образ всадника в древних аристократических культурах всегда элитарен и символизирует не только социальный статус, но и триумф: он возвращается с поля боя, что подчеркивает его героизм. Также всадник может ассоциироваться с переходом в загробный мир.
В музее отмечают, что экспонирование фрески - это "возвращение" самнитского всадника-героя из небытия. Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина позволит восстановить его значение. Посетить ее можно до 30 марта 2025 года.