Алексей Живов: Ил 96М - Атлант, который так и не расправил плечи

Алексей Живов: Ил 96М - Атлант, который так и не расправил плечи

Ил 96М - Атлант, который так и не расправил плечи

Глядя на величественный ИЛ96М, на котором Владимир Путин прилетел в Индию, задался вопросом: когда же мы тоже сможем летать на этом прекрасном самолете. Четко помню, что в 2022 году Путин потребовал в самые короткие сроки заместить импортные комплектующие и начать производство российских самолетов.

Еще в 2014-2022 годах многократно писал, что для страны крайне важно поднять в воздух Ил 94-400М. Союзников у меня было немного. На всю страну лишь Дмитрий Рогозин понимал, насколько важно нам поднять в воздух лучший самолет в истории нашей авиации.

Строить широкофюзеляжные самолеты в мире умеют только четыре нации: русские, американцы, немцы и французы. Никому из них, кроме наших чиновников, и в голову не могло прийти - поделится этим сакральным знанием стоимостью в десятки миллиардов долларов и десятилетия ошибок, с кем-то еще.

Поднять в воздух и начать использовать Ил 96М никто кроме летного отряда президента России, так и не решился. Вместо этого с 2014 года в угаре союзных отношений мы начали делать совместный проект с Китаем. В плане было строительство совместного широкого фюзеляжа с двумя двигателями CR 929. Китайцы сделали как всегда - за наш счет вытянули из нас все технологии, которых не имели, а потом вышвырнули русских из проекта. Здесь об этом очень подробно.

8 лет работы лучших инженеров и миллиарды долларов инвестиций ушли на светлое китайское будущее, а наши остались ни с чем, что неохотно признали в 2020-2022 годах. Не будучи специалистом в области авиастроения, но хорошо понимания суть отношений России и Китая, писал об этом еще у 2018 году. Писал, что это путь в никуда и зря потраченное десятилетнее.

Все эти 8 лет и миллиарды долларов можно было потратить на импортозамещение ИЛ96М. Мы бы уже летали на этом самолете, а может быть ускорили разработку ПД35 для которого сейчас нет самолета, и поставили фюзеляж ИЛ96М На два больших мотора.

Тем не менее, раз Путин потребовал результат, совсем ничего не делать было нельзя. Летом 2023 года СМИ по команде отчитались, что «Ростех» поднял в воздух первый импортозамещенный ИЛ96-400. После этого яркого красивого отчета, уже 2 года про ИЛ нет никаких новостей.

Ни одна авиакомпания не заключила с ВАСО контракт на покупку «русского Атланта». И по тому, как все идет, предвижу, что за разовыми красивыми отчетами никто реально не предпринимает попыток поставить ИЛ96 на крыло дальше одного образца. Все это нам очень знакомо по довоенным временам. Вероятно наши промышленные чиновники ждут, когда закончится война и можно будет снова покупать подержанные Боинги, Аэробусы и запчасти к ним.

Критики скажут, что мол для этого самолета нет рынка. Что никто у нас его не купит. Что он устарел и все такое. Но вот что я отвечу. Если мы не поставим ИЛ96М в наши авиакомпании, в обозримом будущем нас ждет серия катастроф со старыми западными самолетами, нас ждет полная потеря компетенций в строительстве широкого фюзеляжа и смерть легендарного воронежского ВАСО, который уже давно на ладан дышит.

Даже если ИЛ96М нужен в количестве 10-20 бортов, его все равно надо строить. Даже если он будет убыточным, его все равно надо поднимать в воздух. Даже если для этого придется субсидировать ВАСО и авиакомпании-эксплуатанты, его все равно надо поднимать в воздух. У нас достаточно дальних рейсов по России и за ее пределами, не которых ИЛ96М с его дальностью в 8500 км может работать.

Когда же мы сможем летать на ИЛ96М, товарищи эффективные менеджеры?!

ЖИВОВЪ

Автор: Алексей Живов

Топ

Лента новостей