Чеширский Кот, Матроскин и Багира. Стали известны любимые животные-персонажи россиян

Чеширский Кот, Матроскин и Багира. Стали известны любимые животные-персонажи россиян

Книжный сервис Литрес, банк ВТБ и рекомендательный сервис LiveLib провели исследование, чтобы выяснить у пользователей, какие литературные персонажи животных для них самые любимые. Первым по популярности стал Чеширский Кот. В целом кошачьи сформировали топ-3 в категории русской литературы.

По результатам опроса, лидером среди героев сказок стал фантастический Чеширский Кот (38%) из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. На второй и третьей строчках тоже расположились сказочные коты – кот ученый (24%) из «Руслана и Людмилы» Александра Пушкина и Кот в сапогах (23%) из «Сказок моей матушки Гусыни» Шарля Перро.

В топ-3 любимых животных из русской литературы вновь вошли персонажи из семейства кошачьих. На первом месте – кот Матроскин (47%), герой повести Успенского «Дядя Федор, пес и кот». На втором – Кот Бегемот (43%) из «Мастера и Маргариты» Булгакова. Замыкает рейтинг котенок по имени Гав (37%) из одноименной книги Остера.

Рейтинг любимых животных из зарубежной литературы возглавила пантера Багира (44%) из «Книги джунглей» Редьярда Киплинга. На второй строчке – почтовая сова Гарри Поттера Букля (30%) из романов Роулинг о мальчике-волшебнике, на третьей – вновь герой «Книги джунглей» – мангуст Рикки-Тикки-Тави (27%).

– Судя по результатам исследования, любимые животные россиян – коты из сказок и классических произведений. В топе нет ни одной собаки – ни пса Шарика, ни Белого Бима Черного уха, ни Муму или Каштанки. Образ кота в мировой культуре многогранен и разнообразен – он и добрый советчик, наделенный вкрадчивой силой и мудростью, и служитель зла. Может балансировать между реальной и загробной жизнью, быть положительным персонажем или нечистью. В то время как у собак иная роль – быть верным другом и надежным соратником. Они не отличаются хитростью и изощренным умом, и больше зависят от людей, чем кошки, – прокомментировала шеф-редактор группы компаний «Литрес» Екатерина Писарева.

По словам члена правления ВТБ Дмитрия Брейтенбихера, сказочные образы помогают сформировать базовое понимание социальных норм и заложить фундамент культурного кода поколения.

– Сказки – одна из первых форм знакомства детей с литературой. Чтение сказок позволяет анализировать жизненные ситуации и поступки героя, понимать его внутреннее состояние, распознавать конфликты и смыслы, – сказал Дмитрий Брейтенбихер.

* Исследование проведено Литрес и ВТБ в рамках совместного проекта компаний – поддержки VIII сезона литературной премии «Электронная буква – 2025». Опрос прошел в ноябре 2025 года среди более 600 россиян в возрасте 18?65 лет в городах с населением от 100 тыс. человек. Респондентам предлагали ответить на вопросы через онлайн-форму, затем данные были проанализированы. При подсчете все респонденты принимались за 100%, а остальные данные высчитывались, исходя из этого числа. Пользователям были предложены как готовые варианты ответов, так и графа «Другое». Они могли выбрать не только один, но и несколько вариантов ответов.
Источник: РИА "Воронеж"

Топ

Лента новостей