Во вторник, 14 октября, на юрфаке ВГУ в рамках федеральногофорума «Сообщество» состоялось тематическое мероприятие «Противодействие идеологии неонацизма, терроризма и экстремизма». Спикером встречи стал член Общественной палаты РФ, участник СВО, председатель Международного общественного трибунала по преступлениям неонацистов Максим Григорьев.
Он поделился со студентами исторического, юридического и экономического факультетов видеоматериалами общественного трибунала, который в зоне боевых действий фиксирует преступления ВСУ. Спикер отметил, что трибунал состоит не только из российских специалистов, в нем также есть независимые эксперты более чем из 35 стран мира.

Свидетельства преступлений трибунал передает в архив, видеоматериалы общедоступны. На данный момент трибунал снял около 1,6 тыс. роликов, героями которых являются пострадавшие от сил ВСУ мирные жители. В первом видеофрагменте студентам рассказали, как украинские солдаты в упор расстреливали русскоговорящих пенсионеров из донецкого города Селидово.
– Когда мы зашли в Селидово, обнаружили более 100 тел. Это был массовый расстрел, который совершали ВСУ. Они заходили в дома, убивали целые семьи. Расстрелы происходили с минимального расстояния, на телах видны следы ожогов – значит, стреляли в упор. Мы зафиксировали случай, когда старику в рот засунули автомат и убили. Понятно, что эти люди никак не мешали солдатам и опасность не представляли. Их убивали, поскольку они русскоговорящие, – рассказал Максим Григорьев.

Спикер пояснил, что данные преступления – грубейшее нарушение Женевских конвенций и, согласно Международному законодательству, такие преступления не знают срока давности.
Участниками роликов также стали люди, семью которых расстреляли ВСУ. Пострадавший мужчина рассказал, что его невестку убили и сожгли. В руках он держал все, что осталось от девушки – металлическую заколку. В ролике появлялась рыдающая женщина, которая показывала могилу близкого человека. Тело погибшего похоронено в огороде, на могиле самодельный деревянный крест. Под предлогом помощи мирных жителей выманивали из домов и массово расстреливали. Выживали только те, кто успел спрятаться. Международный общественный трибунал зафиксировал не только случаи убийства, но и изнасилований и пыток мирных жителей.

Выступление Максима Григорьева вызвало большой интерес со стороны студентов. Они спрашивали, с какими структурами взаимодействует трибунал.
– Следственный комитет принимает наши материалы и встраивает в уголовные дела. Кроме того, мы тесно взаимодействуем с силовыми структурами, в первую очередь с Министерством обороны, – рассказал Максим Григорьев.
Спикер отметил, что украинские жители участвуют в тотальных грабежах Донбасса, которые начались в 2014 году. Зачастую украденное отправляли по почте. Грабежи также были и в Курской области.

– Многие жители близлежащих территорий Украины ехали в Курскую область в дома тех людей, которых знали. Забирали все: от ценностей и аппаратуры до отопительных котлов, мебели, сантехники и нижнего белья. Могли приезжать на грузовиках по несколько раз в один дом, – прокомментировал Максим Григорьев.
Мирным жителям говорили, что возле их дома лежит снаряд, и в целях безопасности просили уйти. Когда люди покидали дом, их имущество грабили.

Студентам рассказали, что ВСУ зачастую расстреливают машины мирных жителей, которые пытаются уехать с территории военных действий. Кроме того, удары по мирным наносят и с дронов. Пожилой мужчина в ролике описал вечер, который ему запомнился надолго. Он с пенсионерами готовил еду у мангала, и в этот момент рядом с ними дрон сбросил взрывное устройство.
Общественный трибунал также фиксирует преступления против российских военнослужащих, которые были в плену. Максим Григорьев в этом году опросил более 600 солдат, которых пытали. Им простреливали ступни, вырывали зубы, надрезали уши. Спикер отметил жестокость украинских врачей, которые оперируют русских солдат без наркоза.
Кроме того, во вторник, 14 октября, в корпусе филологического факультета ВГУ состоялась презентация книги «Геноцид советского мирного населения в годы Великой Отечественной войны, судебные решения и подтвержденные факты» (16+). Рассказывал о книге один из ее авторов, Александр Терновцов.