Около четверти активно пользуются онлайн-платежами и редко расплачиваются наличными, а 10% - поддерживают идею полностью перейти на цифровые платежи, показал опрос ВТБ к Финансовому конгрессу Банка России. При этом более половины опрошенных пока считают, что совсем ликвидировать наличные не надо.
– Россияне довольно благосклонно относятся к цифровому рублю: 46% готовы переводить в него деньги на тех или иных условиях. Молодежь открыта цифровизации – более четверти молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет готовы перевести деньги в цифровой рубль, если на него будут начислять кешбэк. Массовое внедрение цифрового рубля в России начнется в 2026 году. Банки уже завершают настройку технологической инфраструктуры для внедрения платежей в цифровых рублях и тестируют различные сценарии его использования. Это и соцвыплаты, это и уплата штрафов, это и открытие счетов, и пополнение транспортных карт, и платежи между бизнесом, – напомнил первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов.
Четверть россиян считает, что наиболее перспективный способ идентификации и подтверждения операций в банках будущего – по взгляду. Среди других наиболее вероятных и удобных способов участники опроса назвали расшифровку ДНК (21%) и голос (12%).
Респонденты в целом готовы к внедрению технологий на основе искусственного интеллекта в личные финансы, больше всего опрошенных хотели бы задействовать возможности ИИ в рутинных финансовых вопросах.
Что россияне готовы доверить ассистенту на основе ИИ:
- 44% – вовремя платить за ЖКХ, налоги и другие обязательные платежи;
- 38% – следовать инвестиционным рекомендациям и советам относительно кредитных карт. С б?льшим интересом это готовы делать жители Москвы и городов-миллионников;
- 20% – контроль семейного бюджета. Причем мужчины делали бы это охотнее женщин;
- 22% – не готовы полагаться на цифрового помощника.
При этом абсолютное большинство респондентов всех возрастов из всех российских регионов (63%) выступают против идеи любых платежных чипов. Лишь 17% готовы были бы записать на такой чип свои паспортные данные, данные банковских карт и пароли от сервисов, если бы им представилась такая возможность. Респондентам также важно не потерять обычные офисы банков, где можно поговорить с живым человеком.
Опрос был проведен с 3 по 10 июня 2025 года среди 1,5 тыс. россиян в возрасте от 18 до 65 лет в городах с населением более 100 тыс. человек.