Совокупный объем инвестиций в 30 наиболее перспективных автодорожных проектов, реализация которых может стартовать в 2025–2030 годах, превышает 2,76 трлн рублей. Это следует из расчетов ВТБ Инфраструктурный Холдинг, представленных в рамках ПМЭФ-2025.
Крупнейший проект списка – объединенный проект строительства семи участков трассы Джубга – Сочи, проектирование которой завершится к 2026 году по планам ГК «Автодор». Один из участков – обход Адлера – уже находится в стадии строительства. Предварительная стоимость оставшихся участков составляет более 1,3 трлн рублей. Такие данные содержатся в отчете ВТБ Инфраструктурный Холдинг «Автодорожная инфраструктура: проекты, инвестиции, перспективы».
За счет масштабности проекта наибольший объем инвестиций (около 51% или 1,42 трлн рублей) приходится на Южный федеральный округ. В тройку лидеров также вошли Приволжский округ (513 млрд рублей, девять проектов) и Северо-Западный округ (297 млрд рублей, четыре проекта). На долю этих трех округов приходится около 80% потенциальных вложений.
Среди лидеров по объему возможных вложений на региональном уровне:
- Краснодарский край – 1,38 трлн рублей;
- Нижегородская область – 303 млрд рублей;
- Санкт-Петербург и Ленинградская область (совместно) – 252 млрд рублей;
- Приморский край – 133 млрд рублей;
- Республика Башкортостан – 131 млрд рублей.
На эти регионы в совокупности приходится 79,5% всех потенциальных инвестиций в рамках топ-30.
По словам член правления банка Виталия Сергейчука, автодорожная инфраструктура сегодня – это не просто строительные объекты, а фундамент для развития экономики регионов.
– Инфраструктурные проекты создают точки роста в регионах, стимулируют строительство, логистику и занятость. Потребность автодорожной отрасли во внебюджетном финансировании в ближайшие годы останется высокой. Для запуска новых проектов будет важна активность регионов и частных инвесторов в использовании инструментов, облегчающих финансовую нагрузку на проекты. Среди ключевых инструментов поддержки отрасли отмечу государственно-частное партнерство, инфраструктурные облигации, специальные казначейские кредиты и капитальные гранты. Их своевременное применение поможет сгладить волатильность строительного рынка, снизить нагрузку на бюджеты регионов и обеспечить реализацию масштабных инициатив даже в условиях ограниченного государственного финансирования, – отметил Виталий Сергейчук.
По мнению экспертов, создание пула перспективных инфраструктурных проектов – не только автодорожных – с согласованным на государственном уровне форматом реализации на длительном горизонте могло бы существенно ускорить развитие отрасли. Такой подход обеспечит устойчивость и предсказуемость для всех участников рынка, а также мобилизует ресурсы для достижения максимального социально-экономического эффекта.
В рейтинг вошли только те проекты, по которым на май 2025 года не был определен подрядчик или концессионер и не проводились открытые конкурсы. За рамками исследования остались проекты, реализация которых в ближайшие шесть лет представляется маловероятной – такие как автомагистраль «Меридиан» или Юго-Западная хорда.