В России наблюдается заметный рост числа самозанятых, и, согласно исследованию ВТБ, основными драйверами этого процесса стали миллениалы, родившиеся в период с 1981 по 1996 год. В 2025 году к ним присоединились представители поколения Alpha, что свидетельствует о расширении этого формата занятости.
Согласно данным банка, почти половина самозанятых (48%) относится к поколению Y. Эти люди, выросшие в эпоху цифровизации, ценят гибкость и свободу в работе, что позволяет им эффективно использовать онлайн-инструменты для ведения бизнеса. На втором месте по численности находятся представители поколения X (29%), которые отличаются прагматичным подходом к работе. Поколение Z составляет 16% самозанятых, а бэби-бумеры – лишь 5%.
Интересно, что среди самозанятых можно встретить и представителей «молчаливого поколения», родившихся до 1945 года. Самые старшие из них, женщины в возрасте 90+, проживают в Удмуртии и Ульяновской области. В этом году также начали оформлять самозанятость и представители поколения Alpha, которые могут делать это с 14 лет.
Мужчины составляют 60% среди самозанятых, особенно это заметно в поколении Z, где 64% – мужчины. В других поколениях соотношение более сбалансировано: среди миллениалов и поколения X – 60% мужчин и 40% женщин, а среди бэби-бумеров – 56% мужчин.
«Самозанятые играют ключевую роль в российской экономике. Мы прогнозируем, что их число достигнет 20 миллионов к 2026 году. Важно создать систему поддержки, способствующую их развитию», – отметил Денис Бортников, заместитель президента ВТБ.
Спрос на услуги самозанятых продолжает расти. Объем выплат через сервис «Расчеты с самозанятыми» увеличился в 2,5 раза в первом квартале 2025 года, достигнув 2,3 миллиарда рублей. ВТБ планирует упростить расчеты, внедрив автоматическую интеграцию с 1С.
Среди самозанятых можно встретить не только традиционных специалистов, таких как репетиторы и IT-специалисты, но и уникальных профессионалов, предлагающих услуги по каллиграфии, созданию музыкальных инструментов и даже доставке раков.