Онлайн-платформа Авито и Альянс по защите детей в интернете провели исследование*, в котором выяснили, какие меры принимают или планируют предпринимать жители Воронежа для защиты детей в сети, а также их отношение к самостоятельным покупкам детей и продажам товаров на онлайн-платформах.
Опрос показал, что большинство жителей Воронежа (82%) считает, что в первую очередь обучать детей правилам безопасности в интернете должны родители. На втором месте в этом списке они называют школьных учителей, а на третьем – IT-компании, чьими продуктами пользуются дети. По мнению опрошенных родителей, важно, чтобы бизнес развивал образовательные проекты в сфере цифровой грамотности.
Каждый второй из родителей в Воронеже помогает своим детям делать покупки и продажи на онлайн-платформах: у 46% детей есть свой собственный аккаунт, а 10% - используют аккаунты родителей. Родители считают, что самостоятельное совершение сделок в онлайне способствует развитию у детей различных навыков: финансовой грамотности – 75%, критического мышления – 56%, организационных способностей – 38%, общения и переговоров – 37%, креативности – 31%, а также предпринимательских навыков – 25%.
Половина родителей в Воронеже (46%) активно обсуждает с детьми потенциальные риски, характерные для онлайн-общения, и способы их предотвращения, 42% наблюдает за действиями своих детей в сети, 39% -используют инструменты родительского контроля, а 35% - ограничивают время, проводимое в интернете. Также 12% родителей записывают своих детей на профильные обучающие программы, направленные на безопасное использование цифровых платформ и онлайн-сервисов.
Среди форматов обучения наиболее эффективными родители считают видеоролики и мультфильмы – 48%, лекции и беседы – 45%, интерактивные онлайн-игры и тренинги и мастер-классы – по 30%.
– Совершение сделок в онлайне сейчас едва ли не более популярно, чем традиционный онлайн-шопинг. И если раньше родители постепенно приучали детей к самостоятельности в обычном магазине, то теперь к этому добавилась необходимость научить безопасно общаться, покупать и продавать в интернете. Мы очень рады, что абсолютное большинство взрослых это понимают и рассказывают детям, как защитить себя в интернете. Со своей стороны крупные IT-компании не только развивают технологии антифрода, но и создают образовательные проекты, направленные на развитие навыков цифровой грамотности. Например, в собственных уроках в рамках «Цифрового ликбеза» и «Урока цифры», а также онлайн-играх «Стражи Авито» и «Миссия безопасность» мы простым языком рассказываем детям базовые правила безопасного онлайн-взаимодействия, – сказала директор по доверию и безопасности Авито Наталья Юматова.
Результаты исследования подтверждают важную тенденцию: родители осознают свою ключевую роль в формировании цифровой грамотности у детей. По словам председателя Альянса по защите детей в цифровой среде Елизаветы Беляковой, это очень позитивный сигнал – ведь именно в семье закладываются основы ответственного и безопасного поведения в интернете.
– Важно, чтобы в этот процесс активно вовлекались и другие участники цифровой среды – школы, IT-компании, платформы. Альянс по защите детей в цифровой среде готовит материалы для федеральных информационных кампаний. При поддержке министерства просвещения РФ создана и распространена «Азбука Кибербезопасности» (совместно с Движением Первых) – обучающий материал для детей и многое другое.
Особенно радует, что все больше родителей не просто контролируют активность детей в сети, но и вовлекают их в осознанное использование цифровых платформ, развивая у них полезные навыки и обучая оценивать риски, – отметила Елизавета Белякова.
* Исследование проводилось в период с 10 по 15 апреля с использованием количественных методов, включая онлайн-опрос респондентов. В нем приняло участие 10 тыс. респондентов из разных возрастных групп (от 18 лет и старше) по всей России.