29 октября заседание в Парламентском центре провел председатель комитета Евгений Китаев.
В рассмотрении вопросов повестки приняли участие члены комитета Марина Андрейчук, Андрей Гришин, Евгений Орюпин, Сергей Талдыкин, а также депутаты Павел Большов, Владимир Рожков, Денис Рослик. К участию в заседании были приглашены замминистра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики региона Наталия Толчеева, руководитель государственной жилищной инспекции Воронежской области Дмитрий Соломаха, первый заместитель министра тарифного регулирования региона Ольга Жегульская, руководитель управления жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Воронеж Вячеслав Мамаев, руководитель АО «Экотехнологии» Михаил Батищев, представители управляющих компаний и ТОС.
Главной темой рабочей встречи стали вопросы, связанные с вывозом твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Воронеж.
Открывая заседание, председатель думского Комитета по ЖКХ, энергетике и тарифам Евгений Китаев отметил актуальность обсуждаемой темы. Он подчеркнул, что в адрес депутатского корпуса за последние месяцы существенно вырос поток жалоб от избирателей по вопросам, касающимся обращения с ТКО. Ситуация требует дополнительного прояснения, открытого диалога между всеми участниками отношений, поскольку существует недопонимание, касающееся ответственности за те или иные процессы, формирования платы за услугу вывоза и ряд других злободневных вопросов. Требуется выработка действенных механизмов для решения накопившихся проблем, подчеркнул парламентарий.
Далее с информационным сообщением выступила Наталия Толчеева. Она рассказала, что к полномочиям регионального оператора относится сбор и вывоз отходов, в том числе крупногабаритных отходов с обслуживаемых территорий области, установление и соблюдение графика вывоза отходов, осуществление подбора просыпавшихся отходов при погрузке в мусоровоз, приобретение контейнерного оборудования. В свою очередь органы местного самоуправления отвечают за обеспечение мест накопления ТКО, определение схемы размещения таких мест и обеспечение функционирования соответствующего реестра, а также организацию экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО. На министерство возложена функция регулирования деятельности регоператора, а также осуществления методической и консультационной помощи в сфере обращения с отходами всеми участниками процесса.
По информации выступающей, на территории Воронежа расположено почти 2 тысячи контейнерных площадок, обслуживаемых как управляющими компаниями, так и органами местного самоуправления в случае, если они оборудованы для нужд сектора индивидуального жилого строительства. За период с 2020 года за счет субсидии, выделенной областному центру из регионального бюджета обустроены порядка 868 контейнерных площадок для раздельного накопления ТКО и закуплено порядка 7850 контейнеров и урн для раздельного накопления.
Региональным оператором также осуществляется закупка контейнеров. В настоящее время их общее количество превышает 5000 штук. Обслуживают город 120 единиц специализированной техники регионального оператора. Кроме того, в рамках договора подряда к работам по уборке отходов привлечены 9 организаций, обладающих 79 единицами техники.
Все отходы, образованные на территории города, направляются на мусоросортировочный завод «Экотехнологии», расположенный на территории Семилукского района, для извлечения полезных фракций и последующего захоронения оставшихся отходов.
Среди основных острых вопросов министерство выделяет организацию площадок накопления ТКО и график вывоза отходов для частного сектора, использование юрлицами и индивидуальными предпринимателями контейнерных площадок, которые предназначены для складирования ТКО от населения.
Еще одна актуальная проблема – использование контейнерных площадок гражданами, для которых они не предназначены. Анализ реестра мест накопления ТКО на территории Воронежа показывает, что, как правило, контейнерная площадка обслуживает 2-3 дома, по факту же пользуются площадкой жители иных домов. Особенно это проблема актуальна для мест, где частный сектор граничит с многоквартирным жилым фондом.
Также постоянно возникает вопрос складирования крупногабаритных отходов. Зачастую на территории города такие места либо не оборудованы, либо в бункер под крупногабаритные отходы жители выбрасывают обычные бытовые отходы, что также приводит к захламлению прилегающей территории.
Из-за правовой неопределенности темой разногласий между различными субъектами также является ответственность за вывоз растительных отходов.
Далее с докладом перед участниками заседания выступил Дмитрий Соломаха. Руководитель ГЖИ сообщил, что в результате анализа правоприменительной практики ведомством в текущем году установлен ряд основные причин, которые способствуют нарушению обязательных требований в сфере обращения с ТКО. Это, в частности, отсутствие нормативно установленной периодичности вывоза ТКО с контейнерных площадок, отсутствие актуализации схемы размещения мест накопления отходов, отсутствие контроля со стороны органов местного самоуправления за соблюдением нормативного количества контейнеров на контейнерных площадках, а также несоответствие устанавливаемых контейнеров видам отходов и ряд других причин.
Точку зрения на ситуацию также высказали представители муниципалитета и регоператора, кроме того, своей практикой поделились представители управляющих организаций и территориального общественного самоуправления.
Далее в рамках дискуссии участники заседания обсудили выработку решений для совершенствования процессов, направленных на улучшение работы в сфере вывоза различных отходов. Был высказан ряд предложений, касающихся в том числе обслуживания и содержания контейнерных площадок на неразграниченной территории (на сегодняшний день, по данным городской администрации, из почти 2 тысяч контейнерных площадок свыше 500 находятся на земельных участках, разрешение на право использования под которыми не оформлено), ликвидации стихийных свалок отходов, правового регулирования отрасли. Практически все отметили необходимость четкого обеспечения графика и периодичности вывоза ТКО. Также предложено рассмотреть возможность установки систем видеонаблюдения на контейнерных площадках и их интеграции в систему «Безопасный город» для мониторинга их состояния и оперативного реагирования при выявлении нарушений. Депутаты также рекомендовали усилить просветительскую работу, которая касается не только внедрения раздельного сбора мусора, но и всей системы обращения с отходами.
Все предложения, высказанные в рамках работы комитета, в ближайшее время будут обобщены, систематизированы и направлены в профильные ведомства и организации.