Сегодня, 22 ноября, в Москве торжественно откроют памятник Фиделю Кастро. В церемонии примет участие нынешний президент Кубы Мигель Диас-Канель Бермудес, который в субботу вечером прилетел в Россию.
В ближайшее время начнется встреча глав двух государств. Между словами первого российского президента о необходимости сбросить с себя «всех паразитов» и нынешним новым сближением – пропасть в 30 лет. Сами кубинцы, в отличие от россиян, за это время не слишком изменились. Несмотря на экстремальное экономическое выживание, страна сохранила все продекларированные революцией завоевания, включая свободу и социальное равенство. Профилактическая организация здравоохранения кубинцев становится мировым эталоном. Вот, например, кубинский парадокс: на лечение одного гражданина государство тратит 200 долларов в год, при этом здесь самая высокая во всей Америке – 78 лет – средняя продолжительность жизни и самая низкая младенческая смертность.
До начала пандемии мне посчастливилось несколько раз летать на Кубу, побывать в их национальном медицинском университете – кузнице медицинских кадров для всей Латинской Америки, в университетском НИЦ биотехнологий, поговорить с врачами. Поразил один из их медицинских стандартов в работе семейного доктора: при работе с тяжело больным пациентом в первую очередь заниматься обследованием и лечением внешне пока здоровых членов семьи, которые за ним ухаживают и испытывают предельную нагрузку… Но ведь это – исконно российская и советская модель, от которой Минздрав РФ потом отказался в пользу американской страховой медицины.
За последние пять-семь лет между Россией и Кубой снова зародилось встречное движение. Начиная с 2014 года в Воронеже тоже регулярно проходят переговоры с кубинскими дипломатами, в том числе и по совместным проектам в области профилактической медицины. Может, нынешняя неделя все это ускорит?