Недавно в рамках гастрольного тура «Сердце ястреба» в Воронеже побывала группа «Мельница». Программу, посвященную 23-летию коллектива, музыканты презентовали в концертном зале Event-Hall. Во время концерта «фронтвумен» группы Наталья О’Шей исполнила песни из нового альбома «Манускрипт», периодически разбавляя их уже давно полюбившимися поклонникам композициями, и конечно же, приложилась к арфе.
Незадолго до саунд-чека певица согласилась пообщаться с корреспондентом «Горкома36».
«Песня лучше воспринимается с визуалом»
– Совсем недавно вы выпустили клип на песню «Сердце ястреба», который снимали на территории природного комплекса «Романцевские горы» в Тульской области. Какое-то время клипы ведь совсем перестали снимать, а теперь это снова модная тенденция…
– Да, затишье действительно было, когда артисты поняли, что вкладываемые в клипы и их ротацию на ТВ деньги ни на что не влияют. Для того чтобы переориентироваться и понять, что не обязательно попадать в телевизор, а достаточно выложить что-то на Ютуб, потребовался временной люфт.
Зато теперь все снимают что-то – будь то студийные или концертные съемки, сюжетные и мультяшные клипы, лирик-видео… Потому что публике легче воспринимать песню сразу с визуалом. Статистика просмотров показывает, что если ты выпускаешь сингл и к нему какой-то видеоряд, то просмотров будет в разы больше.
– Сейчас вообще популяризация идет в основном с помощью соцсетей и интернет-каналов, а не радио и телевидения, как было раньше. Вам легко было адаптироваться к этому?
– Для нас это стало огромным облегчением, поскольку в телевизор нас все равно никогда не брали. Это большой плюс, что не надо никуда пробиваться и получать отказ.
– Я смотрела вашу страницу в сети «ВКонтакте» и отметила, что вы нередко сами отвечаете своим поклонникам. Даже на это находите время?
– Это происходит в основном в дороге. Когда сидишь в поезде или автобусе, открываешь свою страничку и читаешь какие-нибудь гадости. Тогда я считаю необходимым это как-то разоблачить, потому и отвечаю.
Вообще, к хейтерам я отношусь как к инсектарию. Когда туда приходишь, смотришь на всех этих пауков и скорпионов и думаешь: «Вот же дрянь какая! Какие интересные гадкие Божьи создания!» Так же я смотрю и на гадкие публикации в прессе. С точки зрения – смогут ли они нам навредить.
«Песня – это третий жанр»
– Наталья, у вас два образования: лингвистическое и музыкальное. В песне для вас что важнее – слова или музыка?
– Песня – это не слова и не музыка. Это третий жанр. Это отдельное от слов и музыки состояние. Поэтому я не поэт и не композитор, я сонграйтер. Это прекрасное слово применял к себе Боб Дилан и другие замечательные исполнители, и я считаю, что оно обязательно к существованию. Это человек, который искренне пишет песни и не разделяет слова и музыку. А есть поэты, которые предлагают свои стихи композиторам. И те на них пишут музыку. Но это не моя история.
– Вы долгое время жили в Ирландии…
– И сейчас я снова там – вот уже второй месяц. Здесь я работаю, а там живу, там мои дети. Неудобство доставляет лишь то, что у России нет прямого сообщения с этой страной. Последний раз я добиралась из Москвы в Дублин ровно сутки, летела через Стамбул. Прямые рейсы между Москвой и Дублином должны были возобновиться в марте 2020 года, но в мир пришел коронавирус, и сообщение между всеми странами вообще закрыли.
– Вы преподавали филологию в МГУ и в Дублине, занимались обучением игры на арфе…
– Да, я преподавала введение в кельтскую лингвистику и древнеирландский язык. В Дублине преподавала кельтские языки с точки зрения европеистики – ну, в принципе то же самое. Но сейчас я уволилась отовсюду, потому что это нереальная совершенно логистика. Что касается игры на арфе, то я давала частные уроки.
– В ковид многие музыканты остались без работы и переживали, возобновится ли вообще гастрольная деятельность. У вас, по всей видимости, никаких опасений не было…
– Действительно не было, потому что я оптимист. Мы не сидели без дела, а писали песни. Как раз за время ковида написали половину материала к альбому «Манускрипт». И когда полетели самолеты, я отправилась в Москву, мы с музыкантами приехали на студию и за семь дней записали альбом.
«Моя мечта – спеть со Стиви Никс»
– А почему в Москве пишетесь?
– Потому что звукорежиссер в Москве и все мои музыканты. Я не из тех артистов, которые думают: дай-ка я наберу себе сессионников и все, что я сочинила в Лондоне, запишу там. Это не моя тема. Вся моя команда в России, ни у кого нет паспортов и ВНЖ других стран. Поэтому не я их тащу в Европу, а они меня – сюда.
– У вас были совместные проекты с «Арией», «Пилотом», с LOUNA… С кем из музыкантов еще интересно было бы поработать?
– Сейчас мы подписываем договор о сотрудничестве с Романом Рябцевым. Да-да, тем самым, который когда-то пел в группе «Технология». Кстати, хит тех лет «Нажми на кнопку – получишь результат» он просто ненавидит и терпеть не может, когда про эту «кнопку» ему напоминают. У Ромы сейчас выходит очень красивый прощальный альбом, которым он решил завершить карьеру артиста. Дальше он планирует работать только как продюсер. И в этом альбоме первым синглом будет как раз наш дуэт – очень модная песня в стиле Рамина Джавади. Рома ее сам написал, и хочется надеяться, что к Рождеству вы ее услышите.
А так мне очень повезло – с двумя моими самыми любимыми российскими музыкантами я уже спела дуэтом. Это песни «Радость моя» и «Черный дрозд», которые я исполнила с Эдмундом Шклярским и Борисом Гребенщиковым. Так что честно скажу: сейчас по российским исполнителям мой гештальт закрыт. Все мои мечты касательно дуэтов – они за рубежом. Я бы очень хотела спеть со Стиви Никс. И кстати, я с ней знакома через одно рукопожатие. Так что… чем черт не шутит!
Марина Хоружая. Фото автора