
Транспортное средство особой конструкции, разработанное специально для транспортировки сортимента, то есть распиленных вдоль бревен, длина которых варьируется от 2 до 6 метров, называют сортиментовозом. Такой транспорт незаменим в лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности. Новейшие cортиментовозы отличаются внушительной грузоподъемностью. Они обеспечивают оперативную и безопасную доставку древесины от места вырубки до перерабатывающих предприятий.
Особенности и вида спецтранспорта
Основная конструктивная особенность сортиментовоза заключается в наличии платформы с металлическими стойками (так называемыми кониками), держащими груз и не позволяющими ему сдвигаться при перевозке. Для повышения устойчивости и удобства загрузки многие модели оснащаются телескопическими рамами и поворотными стойками. В качестве тягачей используются как грузовики с прицепами, так и полуприцепы, что позволяет адаптировать технику под различные объемы и условия транспортировки.
Сортиментовозы классифицируются по нескольким признакам. В зависимости от типа шасси они делятся на колесные и гусеничные, однако в гражданском секторе преобладают именно колесные варианты. По конструкции выделяют:
- одиночные автомобили (без прицепа);
- автопоезда с прицепом;
- тягачи с полуприцепами.
Промышленные значение сортиментовозов
Также механизмы различаются по грузоподъемности, проходимости и наличию дополнительного оборудования, например, манипуляторов для погрузки леса. В зависимости от условий эксплуатации сортиментовозы могут быть предназначены для работы по дорогам общего пользования или по пересеченной местности. В последнем случае они комплектуются полным приводом, усиленной подвеской и шинами повышенной проходимости. Для зимней эксплуатации предусмотрены модели с возможностью установки цепей или шипов.
Главная задача сортиментовоза - это обеспечение быстрой, экономичной и безопасной доставки сортимента от лесосеки до складов или перерабатывающих предприятий. Он также востребован в строительстве для перевозки трубного проката. Использование специализированной техники позволяет существенно сократить затраты на логистику и минимизировать потери древесины в процессе перевозки. Кроме того, возможность автоматизации разгрузки леса, металла увеличивает производительность труда и снижает риск травматизма.