02.11.2023 16:32
Уровень социальных расходов снижаться не будет
Фото: Виталий ГАРКУШАПервый профицитный
В нынешнем году исполнилось ровно 220 лет со дня принятия первого общероссийского бюджета, который с тех пор является основой для всех местных бюджетов – от прежних губернских до нынешних областных, краевых, республиканских и окружных. Юбилей солидный, поэтому есть смысл напомнить нашим читателям об основных характеристиках важнейшего финплана России как такового, хоть два века назад, хоть сейчас. Обратимся, например, к оценкам, которые приводятся на страницах советской «Финансовой энциклопедии», выпущенной Госиздатом в 1927 году. Итак, читаем:«Составление ежегодных бюджетов в России начинается с 1803 года, когда, после учреждения министерств, была утверждена первая государственная роспись доходов и расходов в сумме 97,8 миллиона рублей ассигнациями по доходам и 95,6 миллиона рублей – по расходам» (как мы видим, первый русский бюджет был свёрстан с профицитом, то есть с превышением доходов над расходами – прим. «Коммуны»).
«Под государственным бюджетом разумеется утверждённое в законодательном порядке общее предположительное исчисление, в принятой денежной единице, предстоящих в определённом периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов с подведением их баланса. Таким образом, бюджет есть финансовое выражение для данного промежутка времени общего плана государственного хозяйства».
Возьмём на заметку и эти характеристики. «Превышение доходов даёт возможность использовать излишек их как ресурс для новых расходов, или же, - когда такое превышение оказывается значительным и постоянным – оно может служить поводом к понижению налогового обложения населения».
И, пожалуй, самое примечательное - «Исполнение бюджета никогда не совпадает в точности с имеющимися в нём цифрами не только по доходам, но и по расходам».
Воронежские расчёты
Теперь обратимся к основным параметрам бюджетной росписи Воронежской области, рассчитанной на три года. В следующем, 2024, году прогнозируемый объём доходов областного бюджета составит около 168,8 млрд рублей, при этом 24,7 миллиарда поступят в областную казну как безвозмездные, в основном – из бюджета РФ. Такая подпитка денежными средствами извне предназначена для выполнения национальных программ и федеральных проектов, что предусмотрено Бюджетным кодексом России в части финансовой поддержки её регионов. При этом (в округлённых суммах) сумма расходов Воронежской области в наступающем году рассчитана как 180,8 млрд рублей, а дефицит бюджета – то есть, превышение расходов над доходами - оценивается в 11,9 млрд рублей.Что же касается прогнозных сведений на последующую двухлетку, они таковы. В 2025 году общий объём доходов областного бюджета исчислен как 175,9 млрд рублей, включая безвозмездные поступления в размере 22,6 млрд рублей. Расходная часть областной казны – округлённо - видится сотрудниками областного Минфина как 180,8 миллиарда, а бюджетный дефицит, соответственно, как 4,9 млрд рублей. Что касается финансовой развёрстки для нашей области на 2026 год, то здесь намечены следующие суммы: общий объём доходов областного бюджета - 178,3 млрд рублей, включая 20,5 млрд безвозмездных поступлений, расходы - 180,06 млрд и дефицит в 1,7 миллиарда рублей.
Динамика положительная
Эти цифры дают представление о динамике, которую прогнозируют в областном Минфине с учётом данных, заложенных на те же самые три года в бюджете федеральном. Для Воронежской области это означает поступательный рост доходной части областной казны при постоянном снижении дотаций и кратном (!) снижении бюджетного дефицита. В общем и целом, при всей осторожности, присущей финансистам, можно рассчитывать, что сделанный ими прогноз окажется верным.В пользу этого говорит курс на структурную перестройку национальной экономики, взятый федеральным руководством. Он подразумевает ускоренное замещение производств, из которых в 2022 и 2023 годах ушёл иностранный капитал, возрождение целого ряда промышленных отраслей, продукцию которых в 90-е годы весьма опрометчиво заместили импортом, а также наращивание экспорта, включая товары с высоким уровнем передела (то есть всего, что не сырьё).
В этих условиях Воронежская область с её курсом на «новую индустриализацию» и прочными позициями в растущем экспорте сельскохозяйственной продукции занимает далеко не последнее место в числе субъектов Федерации. В том числе и с учётом роста объёмов государственного оборонного заказа в части высокотехнологичной продукции (ракето- и двигателестроение, радиоэлектроника, разработка композитных материалов).
Сегодня наша область имеет хорошие возможности не только для того, чтобы удержать, но и упрочить свои позиции: по данным, которые привёл губернатор Александр Гусев, в последние годы основным источником собственных доходов областного бюджета стал налог на прибыль организаций, который по объёму поступлений превысил налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Да, это ещё не повод «…к понижению налогового обложения населения», как отмечали составители «Финансовой энциклопедии» 1927 года, но это уже предпосылки к тому. Как минимум – на уровне отдельно взятого субъекта РФ. И чем больше будет таких регионов, тем ближе будет желанная цель – пополнять общий и местные бюджеты в первую очередь за счёт доходов от сильной и успешной экономики.
Сохранить социальные расходы
Оценивая параметры бюджета Воронежской области на 2024 год и его плановые показатели на 2025-2026 гг., следует обратить внимание и на объёмы запланированных расходов. Как видим, в течение трёх лет они, по сути дела, почти не меняются – 180 миллиардов плюс-минус несколько сот миллионов рублей. Такое постоянство связано, как правило, с неопределённостью инфляционных ожиданий – в этом случае устанавливают лишь нижнюю допустимую планку, которую при благоприятной конъюнктуре можно и нужно повышать. Главное – сохранить в целости социальные расходы, которые в нашей области, как и в большинстве регионов страны, занимают основную часть всех бюджетных трат.Традиция не будет нарушена и в этот раз. Как пояснил председатель Воронежской областной Думы Владимир Нетёсов, социальные расходы в бюджете-2024 составят более 75% всех ассигнований. На финансирование учебных заведений, медицины, социальной защиты воронежцев, на культуру и спорт, поддержку рынка труда и занятости населения в наступающем году отпущены более 93 млрд рублей. Это значит, что в условиях почти двухлетней СВО, массовых санкций и военной угрозы со стороны НАТО наша страна и её регионы не допустят снижения уровня жизни граждан.
Рауф АХМЕДОВ https://communa.ru/ekonomika/byudzhet-stabilnosti-v-voronezhskoy-oblasti-utverdili-plan-khozyaystvovaniya-na-tri-goda-vperyed/- Нравится
- Не нравится