Один вечер был дан воронежцам для того, чтобы приблизиться к разгадке тайны той самой русской души, которой писатели то и дело посвящали свои произведения. На сцене Воронежского концертного зала 8 июня Московский драматический театр имени Н.В. Гоголя при участии камерного ансамбля "Солисты Москвы" под руководством Юрия Башмета представили хронику "Соборяне" (12+), основанную на одноименном романе Николая Лескова.
Хроника о грешниках и праведниках представила перед воронежцами переплетение самых различных человеческих типов: кто-то праведен и не изменяет себе, кто-то продает и покупает карликов, кто-то жертвует собой во имя любимого, а кто-то отрицает существование высших сил и верит только в науку. Но всех этих людей объединяет одно - русская душа. В ней, как оказывается, есть такое, что делает человека праведником и может вернуть на путь истинный, рано или поздно.
В вымышленном городке Старгороде разворачивается история двух священников — Савелия и Захария, а также дьякона Ахиллы. На первый взгляд, эта тема может показаться далекой от современности, но спектакль, основанный на романе-хронике, погружает зрителей в актуальные дискуссии о религии, политике и человеческой природе. Противоречивые идеи патриотизма, либерализма и консерватизма, а также мотивы поведения людей становятся основой для глубоких размышлений.
Музыка становится важным элементом спектакля, подчеркивая эмоциональную насыщенность сцен. Яркая мизансцена обеденного пира обывателей Старгорода, наполненная разговором и спорами, отражает несовершенства человеческой природы. В других сценах музыка пронизана печалью и меланхолией, используя характерные для русской музыки интонации.
Таким образом, спектакль становится не только художественным произведением, но и площадкой для обсуждения глубоких вопросов, касающихся нашей идентичности и места в современном мире.
Чувственная игра актеров и музыкальное сопровождение, кажется, сделали свое дело - монологи отца Савелия и его взаимоотношения с женой вызывали у зрителей мурашки, а в антракт некоторые и вовсе уходили со слезами на глазах.
- Я не боялась браться за эту работу, так как меня это очень сильно волнует. Я делаю только то, что мне необходимо сказать. Меня все вопросы, поставленные спектаклем, очень беспокоят: что такое любовь, что такое верность своему пути, какой путь у России. Я очень удивлена тому, как Лесков очень современно звучит в этих вопросах: кто мы, куда мы, и как обращаться с этими пароксизмами русской души, - рассказала после спектакля режиссер-постановщик и исполнительница одной из ролей Полина Агуреева.
Несмотря на небольшую задержку в начале, спектакль оставил после себя приятные и неизгладимые впечатления. А главное заставил задаться вопросами про ту самую русскую душу.
И небольшой бонус. Во время антракта в зале Воронежского концертного зала был замечен бывший мэр Воронежа, теперь уже глава РВК-Воронеж Вадим Кстенин. Он наслаждался спектаклем в первых рядах.