Укротительница судьбы: к 100-летию Людмилы Касаткиной

Укротительница судьбы: к 100-летию Людмилы Касаткиной

Ранние годы

Людмила Касаткина родилась в 1925 году в деревне Новое Село Смоленской губернии в семье зажиточных крестьян. Ее отец, Иван Алексеевич, работал на заводе, мать, Варвара Николаевна, вела домашнее хозяйство. В 1928 году, чтобы избежать раскулачивания, семья переехала в Москву. Здесь, в столице, Касаткины поселились в Борисоглебском переулке — в подвале бывшей усадьбы князей Оболенских.

С раннего возраста Людмила Касаткина мечтала о балете. В школе она записалась в хореографический кружок. Впоследствии ее заметил балетмейстер Большого театра Игорь Лентовский. Он помог Касаткиной перейти в хореографическое отделение Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Уже в пятом классе девочка активно занималась в балетной студии, выступала на концертах. В 14 лет, однако, из-за проблем со здоровьем занятия пришлось на время остановить. Поворотным моментом стало увлечение Касаткиной театром: она записалась в студию художественного слова при Дворце пионеров.

После окончания школы в 1943 году по совету педагога студии Анны Бовшек Касаткина поступила в ГИТИС. Ее наставниками в институте стали народный артист СССР Иосиф Раевский и народный артист РСФСР Григорий Конский.

Касаткина в театре Российской армии

После окончания ГИТИСа в 1947 году Касаткину приняли в труппу Центрального театра Советской армии (ныне Центральный академический театр Российской армии). На сцене ЦАТРА она провела более 60 лет, сыграв в таких спектаклях, как "Дядя Ваня", "Укрощение строптивой", "Странная миссис Сэвидж", "Ревизор" и многих других.

6 февраля 2023 года в Главном зрительском фойе театра Касаткиной открыли памятную звезду. К каждой роли актриса подходила основательно. Например, готовясь сыграть судью в спектакле "Ковалева из провинции", она посещала судебные заседания, а для образа медицинской сестры в постановке "Океан" провела несколько дней в окружении врачей.

Кино и первая слава

Всесоюзная слава пришла к Касаткиной в 1955 году после выхода фильма заслуженных деятелей искусств РСФСР Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского "Укротительница тигров". В ленте актриса исполнила роль Лены Воронцовой — уборщицы клеток. Настоящим испытанием для Касаткиной стало то, что ради одного кадра по просьбе режиссера ей пришлось находиться в клетке с тигром. Позднее она вспоминала: "Когда со мной подписывали договор, там ни слова не было о тиграх <…>. Мы отработали восемь месяцев, как вдруг режиссер заявил, что фильм не выйдет на экраны, если не будет снято мое лицо рядом с тигром. Чтобы спасти картину, мне нужно было войти в клетку".

Картина стала одной из самых популярных лент 1955 года, ее посмотрели более 36 млн человек. После этого Касаткиной буквально посыпались новые предложения. В том же году Кошеверова пригласила актрису в фильм "Медовый месяц". С конца 1950-х годов Касаткина стала регулярно сниматься в фильмах народного артиста СССР Сергея Колосова, за которого вышла замуж в середине века. Особое место в ее фильмографии заняла роль Катарины в одноименной экранизации пьесы Уильяма Шекспира "Укрощение строптивой". За нее Людмила Касаткина получила главный приз Международного фестиваля телевизионных фильмов в Монте-Карло "Золотая нимфа".

Трудности актерской работы

Работа в кино для Касаткиной нередко была сопряжена с риском. В 1963 году Сергей Колосов начал снимать свой многосерийный фильм "Вызываем огонь на себя". Актрисе предстояло исполнить в этой картине роль партизанки Ани Морозовой — реально существовавшей девушки. Во время съемок произошел инцидент с пиротехникой. "В картине был эпизод, в котором наши самолеты бомбили фашистский аэродром. <…> На земле пиротехники подкладывали взрывчатку. Взрывной волной корыто из толстой жести разорвалось в куски, которые полетели прямо мне на голову", — вспоминала однажды актриса. Спас Касаткину гаффер, выдернув ее с опасной точки в последнюю секунду. Кстати, именно после показа фильма Морозовой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Во время съемок другого фильма Колосова "Операция "Трест" она упала с лошади, получив сильный ушиб. Но уже через два месяца вернулась на площадку и снова села в седло. "Когда я сползла с лошади после полуторакилометрового галопа, я выла так, как воют звери”, — рассказывала актриса.

Еще одна картина Колосова "Помни имя свое", основанная на реальной истории узницы концлагеря, принесла Касаткиной славу во всем Советском Союзе. За эту работу она была удостоена званий "Народная артистка СССР" и "Заслуженный деятель культуры ПНР (ныне Польши — прим. ТАСС)". Эта роль в фильме далась актрисе отнюдь не легко: от съемок сцены, где у ее героини отнимают ребенка, Касаткина вначале отказалась.

Однако встреча со сторожем концлагеря, в котором происходили съемки, изменила ее настрой: "Он мне открыл какой-то барак, где были свалены горы детских башмачков. И всю ночь... всю ночь я рассматривала детскую обувь и старалась угадать, кому она принадлежала. Утром <…> я сказала: "Сегодня я могу сниматься, я сыграю, как у меня отнимали сына... " — вспоминала Касаткина.

Голос, знакомый с детства

Одним из важнейших направлений в творчестве Касаткиной стало озвучивание. Ее голосом говорят Багира из сериала заслуженного деятеля искусств РСФСР Романа Давыдова "Маугли", Падчерица из "Двенадцати месяцев" народного артиста СССР Ивана Иванова-Вано и Михаила Ботова, служанка Змея Горыныча из мультипликации Давыдова "Последняя невеста Змея Горыныча" и другие героини как мультфильмов, так и кино. Благодаря особенному тембру голоса, мягкости и выразительности Касаткина стала одним из самых запоминающихся голосов советского кино.

Педагог и наставник

С 1979 года вместе с Колосовым Касаткина начала вести свою актерскую мастерскую в ГИТИСе. За 12 лет супруги выпустили десятки артистов, многие из которых стали настоящими звездами. Среди их учеников, например, народная артистка РФ Евгения Добровольская. "Я как-то поворачиваюсь: опущенная женская головка, рыдает: "Людмила Ивановна, это я, Женя. Я несколько лет мечтала встретить вас, чтобы сказать вам, как я живу вашими заповедями, вспоминаю все ваши требования. Вы были ко мне так придирчивы. Я смогла оценить это лишь спустя годы", — рассказывала Касаткина про свой разговор с Добровольской после ее выпуска.

Семья и поздние годы

С Сергеем Колосовым Касаткина познакомилась еще в студенческие годы. Вернувшись с фронта, 29-летний Колосов повторно поступил в ГИТИС, где учился до начала войны. Сама Людмила вспоминала их встречу так: "Его подвели ко мне в институтском дворике: "Вот, познакомься, это Людочка Касаткина. У нее сегодня день рождения". Тогда он робко спросил: "А можно мне сегодня зайти вас поздравить?". И Касаткина без раздумий дала молодому человеку свой адрес.

Они поженились в 1950 году и прожили вместе более 60 лет. Об их творческом союзе народный артист СССР режиссер Эльдар Рязанов как-то сказал: "Конечно, если бы у меня была такая жена, как у Колосова, я бы тоже сделал такие потрясающие фильмы". В 1958 году у Касаткиной и Колосова родился сын Алексей, в будущем джазовый музыкант и композитор.

Людмила Касаткина ушла из жизни 22 февраля 2012 года в возрасте 86 лет — спустя 11 дней после смерти мужа. Пару похоронили на Новодевичьем кладбище. Последние годы жизни артистка почти не появлялась на сцене, не снималась в кино. Она проводила много времени с внучкой Люсей, названной в ее честь.

При подготовке материала использовалась книга Федора Раззакова "Людмила Касаткина" и другие открытые источники.

Элина Шторц

Источник: ТАСС

Топ

Лента новостей