Что предлагали зрителю театры в минувшем году – в нашем обзоре.
Сплошь – громкие названия
В этом театральном сезоне в воронежских театрах немало громких названий: «Вишневый сад» на сцене Камерного театра, «Маленькие трагедии» в театре драмы им. Кольцова и в театре кукол им. Вольховского, новая сценическая версия «Кармен» в оперном театре. Даже насмотренному зрителю было на что сходить.
«Маленькие трагедии» к юбилею «солнца русской поэзии» стали одной из самых ожидаемых премьер сезона. И оба воплощения явно создавали интригу. Как этот материал можно рассказать посредством кукольного языка? Или же – доверить его сыграть преимущественно двум артистам? Режиссеры ставили перед собой амбициозные цели.
Художественный руководитель драматического театра Владимир Петров в своем спектакле объединил сразу несколько текстов: цикл пьес Александра Пушкина «Маленькие трагедии» и стихотворение его же авторства «Сцена из Фауста», «Фауста» Гете и «Трагическую историю доктора Фауста» Кристофера Марло. При этом Юрию Смышникову и Дамиру Миркамилову выпало играть сразу по пять ролей. И все бы ничего, будь у этой – надо отдать должное, зрелищной истории – более «плотная» проработка. По факту Смышников и Миркамилов существуют на надрыве: читая длинные монологи, не успевают перевести дух, из-за чего временами сыплются отдельные мизансцены и нарушается целостность постановки.
Впрочем, нельзя сказать, что режиссер ставит перед артистами непосильную задачу «пяти масок» и переключения между ними в одну минуту. Спектакль совершенствуется, пока живет, и, видя старания и усилия артистов, не теряешь надежды, что эта работа заиграет новыми красками. Так что можно предположить, что имена Юрия Смышникова и Дамира Миркамилова прозвучат на обсуждении столичного театрального жюри.
«Маленькие трагедии» в театре им. Вольховского и вовсе называют одной из удачных работ сезона, хотя и тут самые придирчивые зрители находят шероховатости – например, вызывает вопросы любовная сцена человека с куклой. В этом спектакле много живого плана и целый «отряд» кукол, изготовленных по эскизам художника Елены Белых. А еще достойные актерские работы – Григорий Вахрушев (Моцарт), Михаил Каданин (Дон Гуан), Анна Лужецкая (Донна Анна) и другие.
Интересной кажется работа «Похороните меня за плинтусом» от Руслана Кудашова – и постановочно, и по воплощению ролей актерами, в основном женщинами.
Премию «Браво!» зрители пророчат актрисе Наталье Шевченко, воплотившей на сцене Камерного театра Раневскую из «Вишневого сада». Свое видение чеховской истории представил режиссер Антон Федоров, вообразивший Раневскую эмоционально нестабильной женщиной. Абсурдистский взгляд на классику и звучное название – что еще надо? Но совпадет ли мнение профессиональных критиков со зрительскими симпатиями – а Шевченко и вправду хорошая актриса – тот еще вопрос, ведь именно эту работу все же нельзя назвать очень удачной – и по большей части из-за режиссерского решения.
А вот «Провинциальные анекдоты», вернувшиеся на сцену Камерного театра, в режиссуре Михаила Бычкова – удивляют простотой и глубоким пониманием Вампилова. В спектакле есть несколько удачных актерских работ, если не сказать – созвездие, да и сам спектакль может составить конкуренцию упомянутым выше работам.
В театре оперы и балета в этом сезоне также поражали – чеховскими персонажами на пуантах (балет «Чехов. Отражение») и новой постановкой оперы «Кармен». Эти события не прошли незамеченными в театральной среде. По оценке самого театра, опера «Кармен» стала важным его творческим достижением не только в плане вокальной и музыкальной интерпретации мирового шедевра – инновационное сценическое оформление оперы сопоставимо с самыми передовыми образцами мирового уровня.
А Воронежский театр юного зрителя представил «Маленького Мука» в постановке Виктории Печерниковой (кстати, в прошлом конкурсе «Браво!» ее спектакль «Камень» в Камерном был отмечен в двух номинациях) и «Преступление и наказание», созданное худруком Евгением Кочетковым и вошедшее в лонг-лист премии «Золотая маска». Глубокая и трогательная работа получилась и у Александра Сидоренко – спектакль «Война, беда, мечта и юность» как воспоминание об актерах-фронтовиках.
Также критики будут оценивать спектакли муниципальных театров – Россошанского драматического театра РАМС, Лискинского музыкально-драматического театра, Борисоглебского драматического театра им. Чернышевского.
По-своему уникальный
Воронежские театры продолжают заниматься творческим поиском и удивлять своего зрителя, и кому достанется премия «Браво!» в этом сезоне, можно только предполагать. В обзоре мы назвали лишь самые громкие и запоминающиеся премьеры, но их куда больше.
Оценку театральному сезону «Берег» попросил дать руководителя секции критики Надежду Роготовскую.
– Каждый сезон – особенный по-своему. В этом мы увидели много классики, и это – интересные названия, которые привлекают внимание. Однако было мало того, что мы называем «традиционным подходом». Принято думать почему-то, что традиция – это что-то архаичное, но это – развитие и преемственность. Так что в этом сезоне мы видим спектакли, в которых на первом плане форма, но есть хорошие актерские работы. И думаю, что приглашенных театральных экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга заинтересуют прежде всего артисты. Также они обратят внимание, как мне кажется, на развитие муниципальных театров. Сегодня это «живые» театры. Нельзя сказать, что преимущество за ними на театральной карте региона, но нужно отметить положительную динамику в их развитии. Муниципальные театры встроились в общее театральное пространство Воронежской области, и это хорошая тенденция.
Приглашенные театральные критики, а также их местные коллеги и представители Воронежского отделения Союза театральных деятелей будут работать до 17 марта. А накануне Дня театра, который отмечается 27 марта, объявят имена лауреатов театральной премии «Браво!».