Воронежский преподаватель по классу домры Алла Гусева – о средствах популяризации народного исполнительства

В детской школе искусств № 8 им. А.А. Бабаджаняна Алла Гусева трудится вот уже сорок лет.

«На домру пойдете?»

В школу искусств № 8 Аллу привела мама – на занятия, осваивать фортепиано. Мама была артисткой народного хора, и песня сопровождала всю ее жизнь. Женщина мечтала о том, чтобы дочь пошла по ее стопам, но музыка сначала Аллу мало интересовала – девочка росла, проводя много времени на улице. Это и стало одной из причин, почему мама в 1961 году решила усадить дочь за инструмент. Обучаться дисциплине мама привела пятиклассницу Аллочку в школу искусств, где затем, став педагогом, она и трудится.

– Все мы дети этой школы, – говорит Алла Юрьевна. – Мама привела меня сюда за руку, и я помню, что тогда здесь не было такого количества классов, школа занимала только одно крыло. Мы пришли в тот момент, когда набор к педагогу по фортепиано оказался закрыт. Но это и стало символичным, определило мою судьбу. В дверях мы встретились с потрясающим педагогом Иваном Ивановичем Трухачевым, который спросил: «На домру пойдете?»

С этим народным инструментом в те годы был мало кто знаком. То ли гитара это, то ли балалайка, то ли сольный, то ли ансамблевый инструмент, понимания не было, когда Алла шла на первое занятие.

– Мы не знали, что это, не умели на этом играть, но педагоги, которые с нами занимались, были истинными волшебниками. Они умели воспроизводить на домре удивительную, очень трогательную музыку. Она брала за душу, и нам хотелось научиться играть так же, – рассказывает Алла Юрьевна.

Первым педагогом Аллы назначили Галину Лесниченко, которая совмещала работу с получением профессионального образования. Когда преподаватель сдавала сессию, занятия Алла Гусева посещала у других наставников.

– Брала по чуть-чуть от каждого, и уже меня стало не оторвать от инструмента, – объясняет педагог.

«Должен гореть сам»

Стены учреждения тоже располагали к обучению – не только благодаря уюту, который с любовью создают преподаватели, но и благодаря истории, которую они хранят. Школа им. Бабаджаняна, возоб­новившая одной из первых работу после Великой Отечественной войны, выпустила плеяду талантливых музыкантов-народников. На базе учреждения 70 лет функционирует оркестр русских народных инструментов (руководитель – Ю.Г. Суровцева), чем может похвастаться не каждая школа искусств Воронежа.

– Такие коллективы можно посчитать по пальцам, – говорит Алла Юрьевна. – Я сама начинала в этом оркестре, потом в нем свои партии исполняли родители моих воспитанников, а теперь – сами дети. В этом году у нас юбилейный концерт «Музыка сквозь года!» 25 декабря. Преемственность – это традиция нашей школы. Здесь и вправду наш второй дом – это не громкие слова. Потому что дом – это место, где тебя всегда ждут. Мои педагоги меня ждали, я жду своих детей. В школе учат слушать, исполнять, раскрашивать жизнь и чувствовать красоту окружающего мира.

Окончив музыкальную школу, Алла поступила в училище, выступала с ансамблями «Весенние зори» и «Юность». С коллективами представляла Воронеж и завод «Электроника» на конкурсах профессионального мастерства, а также отчетных концертах и в разных программах в России, Венгрии, Германии, Чехии и других странах. После училища ее ждало распределение и Алла могла уехать в другой город, но судьба снова распорядилась иначе. Преподаватели музыкального училища оставили Аллу Юрьевну в Воронеже – в школе искусств, где она и сама постигала азы игры на домре.

– У меня была маленькая дочка, думаю, что это сыграло решающую роль в том, что нашли возможность оставить меня в городе. Конечно, переживала, думала – куда я поеду с новорожденным ребенком? Направление в ДШИ № 8 было удачей, – говорит Алла Юрьевна.

И признается: не мечтала об исполнительстве «на полную ставку». По ее мнению, постоянные гастроли больше подходят мужчинам. Им легче передвигаться по стране, оставляя семью ждать возвращения.

– Педагогика мне ближе. Это общение с детьми. Хороший педагог должен быть добрым и любить свое дело. Любовь педагога к делу очень много значит для успеха каждого ребенка. Чтобы зажечь его, ты должен гореть сам. А доброта располагает к тому, чтобы ребенок раскрылся. Если ты будешь формально подходить к занятиям, каким бы ни был талантливым воспитанник, он не сможет достичь высокого результата. Любовь и доброта – это основные качества педагога, которые позволяют наладить контакт.

Когда Алла Юрьевна рассказывает о своих воспитанниках, то не скрывает восхищения. Дети у нее занимаются самые разные – и, как она говорит, поцелованные природой, которым с легкостью удается осваивать новый материал; и те, которые через усердие и трудолюбие добиваются результатов. Те, кто связывает потом свою жизнь с музыкой, и те, кто сразу заявляет ей о том, что музыкальное образование получают просто так, для себя. Но всех их объединяет домра – инструмент, привлекающий своей загадочностью и необычностью.

– Музыка развивает человека, обогащает его внутреннее содержание. Для меня это самое главное, ну а если ребята связывают свою жизнь с этим профессионально, тоже их поддерживаю. Среди моих воспитанников есть музыканты, режиссеры, врачи, педагоги. И все они – достойные люди, – говорит Алла Гусева.

Благодарим за помощь в подготовке материала Галину Шулякову, бабушку Анны Григорьевой, которая является воспитанницей педагога. Они написали в редакцию письмо, в котором рассказали об Алле Гусевой, посвятившей себя детям.

Источник: https://gorcom36.ru/

Топ

Лента новостей