17.04.2023 14:11
Под Воронежем открылась выставка редких книг, открыток и рисунков, созданных благодаря принцессе Ольденбургской
Приносить пользу стране и обществу можно не только на государственной службе. Хозяйка дворца в Рамони Евгения Ольденбургская прославилась благотворительной и просветительской деятельностью, в том числе попечительством Общины Святой Евгении. В четверг, 6 апреля, в Доме с ризалитами Дворцового комплекса Ольденбургских открылась выставка «В пользу добра и милосердия» (6+), приуроченная к 130-летию Общины. Корреспонденты «Коммуны» оценили экспозицию, в которой представлены работы известнейших художников начала ХХ века.
Принцесса – первый издатель открыток
На выставке собрано около ста экспонатов из Государственного Русского музея, Музея-заповедника «Петергоф», Всероссийского музея А. С. Пушкина, а также редкие книги из собраний воронежских музеев и открытки из частной коллекции. Выступая на церемонии открытия, директор Историко-культурного центра «Дворцовый комплекс Ольденбургских» Маргарита САЛМИНА рассказала о значении этого события для Воронежской области.— Выставку «В пользу добра и милосердия» можно назвать главным проектом этого года. Впервые при создании выставочного проекта мы сотрудничали с федеральными музеями и теперь с огромной радостью делимся с вами своими достижениями.
Посетители выставки узнали историю Общины Святой Евгении. В 1887 году принцесса Ольденбургская стала попечительницей общины сестёр Красного Креста, названной в её честь. Евгения Максимилиановна нашла способ финансировать своё общество, наладив издательское дело. В конце XIX века было принято поздравлять родственников и начальников по праздникам, совершая к ним визиты. Если же по каким-то причинам не удавалось засвидетельствовать почтение лично, требовалось оставить визитную карточку.
В 1896 году издательство Общины начало выпускать конверты с рисунками для рассылки визитных карточек. Затея оказалась успешной, и с 1898 года издательство перешло на выпуск художественных открыток. Как рассказала «Коммуне» искусствовед и коллекционер Наталья МОЗОХИНА, представившая на выставке открытки из своего собрания, Евгения Ольденбургская была фактически первым отечественным издателем открытых писем.
— Она почувствовала магию открытки, которая всегда идёт от человека к человеку, связывает людей. Не случайно одна из первых открыток, изданных Обществом Святой Евгении, называлась «Сердце сердцу весть подаёт».
Евгения Ольденбургская привлекла к этому проекту лучших художников своего времени. Среди авторов рисунков для открыток были такие мастера, как Репин, Билибин, Васнецов, Верещагин, Нестеров. Все они сотрудничали с Общиной бескорыстно. Часто на открытках можно было увидеть пейзажи с видами старинных русских городов и памятников архитектуры. Это позволяло простым людям через дешёвую почтовую открытку познакомиться с историей и природой родины и прикоснуться к настоящему искусству.
Потерянный рисунок Репина
Дело Общины не только приносило прибыль, но и способствовало просвещению народа.За 30 лет было выпущено свыше 6500 открыток. Кроме того, издавались книги, альбомы, брошюры и календари. Печатная продукция Общины получила несколько международных премий.
Среди экспонатов выставки можно увидеть рисунок Ильи Репина с необычной судьбой. В 1899 году к юбилею Пушкина Община объявила конкурс на лучший рисунок для открытки, посвящённый поэту. Репин представил акварель с изображением дуэли Онегина и Ленского и стал победителем. Однако открытку так и не издали, поскольку рисунок в типографии потеряли. Работа Репина нашлась лишь спустя 9 лет.
Евгения Ольденбургская и сама прекрасно рисовала. По её акварельным эскизам было напечатано около 20 открыток. Некоторые из этих акварелей представлены на выставке.
Невестка Евгении Максимилиановны, великая княгиня Ольга Александровна, была профессиональной художницей и также работала на благо Общины. В витринах выставлено несколько открыток, сделанных по её рисункам.
Некоторые из представленных на выставке открыток сегодня считаются большой редкостью. Обычно их тираж составлял 10 тыс. экземпляров, а наиболее популярные выдержали по 10-15 переизданий. Самые редкие — открытки, посвящённые русско-японской войне. После окончания военных действий они не находили спроса, и большую часть тиража пришлось уничтожить. К слову, во время войны открытки Общины бесплатно распространяли в действующей армии, чтобы солдаты могли написать домой с фронта.
В день открытия на выставке работали три художника. В разной технике — пастелью, акварелью и маслом — они пытались передать свои впечатления от увиденного. Организаторы выставки планируют выпустить на основе этих эскизов современные почтовые открытки.
Экспозицию можно будет посетить по адресу: Рамонь, улица Мосина, 23б, до воскресенья, 28 мая. Стоимость билета – 250 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров – 150 рублей.
Фото: Виталий ГАРКУША
Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКО https://communa.ru/kultura/v-polzu-dobra-i-miloserdiya-/- Нравится
- Не нравится