03.04.2023 10:59
Доцент Воронежского государственного института искусств Анна Шалагина написала книгу о принце Ольденбургском и его вкладе в отечественную музыкальную культуру
Недавно вышла из печати книга доцента Воронежского государственного института искусств, кандидата искусствоведения Анны Шалагиной «Принц Петр Георгиевич Ольденбургский: феномен личности в контексте российской музыкальной культуры XIX века». Посвящена она 50-летию института. О том, почему объектом внимания музыковеда оказался именно принц Ольденбургский и какова была степень его композиторского дарования, пойдёт речь в нашей беседе. Сразу оговорюсь: с Анной Вадимовной мы на «ты», так как пять лет вместе проработали в отделе культуры «Коммуны».
– Итак, почему всё-таки принц – особа, приближенная к русскому императорскому дому – стал главным героем твоей новой книги?
– Петр Георгиевич непосредственно входит в этот императорский дом. По линии матери он – внук Павла I. Род Ольденбургских имел древние корни, его представители были королями Дании, Норвегии, Швеции, великими герцогами Ольденбурга. По сути, с 1762 до 1917 года Россией правила Гольштейн-Готторпская линия дома Ольденбургов, принявшая имя национальной династии Романовых. Правда, всего один раз Пётр Георгиевич побывал в Рамони. Приезжал навестить сына Александра и невестку Евгению Максимилиановну в их новом поместье, подаренном молодой чете на свадьбу. Было это за год до кончины Петра Ольденбургского.
– А какая существовала связь у принца с музыкальным творчеством?
– Самая непосредственная. Петр Ольденбургский не мог не попасть в фокус внимания музыковедов. Ведь он, известный как благотворитель и политический деятель, был ещё и композитором. Написал немало фортепианных пьес, романсов, даже две симфонии. Имя его стоит в афишах балета «Корсар» рядом с главным создателем этой музыки Адольфом Аданом. Но настоящим открытием для меня стало знакомство с его оперой «Кэтхен из Майльбронна, или Испытание огнём». В основе её лежит английская баллада о безответной любви бедной Кэтхен к графу фом Штралю, отвергающему её любовь. Но неожиданно выясняется, что бедная Кэтхен не такая уж и бедная, и на самом деле она – незаконнорожденная дочь императора. Заканчивается все, как водится, свадьбой.
Появилась необходимость и возможность поработать в архивах и библиотеках Санкт-Петербурга – имеется рукописный вариант клавира на немецком языке, упражнений, над которыми принц работал под руководством Адольфа Гензельта. Роль этого музыканта, признанного пианиста, огромна, и сегодня мы можем только задаваться вопросом – а какова была степень его редакторского вмешательства в сочинения других, менее профессиональных авторов? Опера, кстати, была поставлена в Германии дважды: в 1860-м в Ульме и через год – в Висбадене.
– Книга рассчитана не только на специалистов?
– Мне хотелось заинтересовать своей работой широкий читательский круг. Поэтому на страницах книги и проявлена история рода Ольденбургских, традиции царской семьи, представители которой всегда проявляли интерес к изящным искусствам. Так что творчество принца Петра Георгиевича Ольденбургского (а он писал не только музыку, но и стихи) можно воспринимать как явление закономерное. Оно становится поводом для размышлений о многих явлениях российской культуры XIX – о салонном и бытовом музицировании, об аристократизме и космополитизме в искусстве.
– Это уже третья твоя книга. О чём рассказывают две предыдущих?
– Первая книга «Музыкальная критика: перекресток науки и публицистики» вышла в 2005 году. В ней в полной степени отразился мой опыт работы в «Коммуне». Тогда приходилось быть и репортёром, и интервьюером, и писать творческие портреты –рассказывать о людях разных профессий. Мои герои – писатели, актёры, фольклористы и художники, преподаватели музыкальных школ и композиторы, певцы, режиссёры и балетмейстеры – делились со мной своими откровениями, глубинными мыслями.
Публикации о воронежских композиторах и музыкантах в «Коммуне», журналах «Музыкальная академия» и «Подъём» легли в основу другой моей книги, изданной в соавторстве с профессором, доктором искусствоведения Евгением Борисовичем Трембовельским. Очень ценными оказались его знания об истории нашей композиторской организации, председателем которого он был многие годы. Жизнь быстротечна, и в какой-то момент я остро почувствовала, что неотложно надо записать, зафиксировать творческий путь воронежских композиторов. Так на страницах «Коммуны» появился большой цикл моих очерков о ярких представителях музыкальной культуры: Михаиле Носыреве, Геннадии Ставонине, Константине Массалитинове, Александре Украинском, Сергее Волкове, Александре Мозалевском, Елизавете Ткачевой… Потом все очерки вошли в книгу «Территория творчества».
Фото Виталия ГАРКУШИ
Виктор СИЛИН https://communa.ru/kultura/kak-prints-stal-kompozitorom/- Нравится
- Не нравится