19.03.2023 10:18
Какой получилась новая версия легендарного балета
Балет композитора Людвига Минкуса и балетмейстера Мариуса Петипа «Дон Кихот» впервые был представлен публике в 1869 году и вот уже почти полтора века является признанным лидером мирового классического балета. Со сцены Воронежского театра оперы и балета он также не сходил долгие годы.
Но, увы, спектакли, так же как зрители, имеют досадное свойство стареть, и на несколько сезонов воронежский «Дон Кихот» исчез из репертуара. К счастью, ненадолго – в сезоне нынешнем эта постановка вновь увидела свет рампы.
Необходимость возвращения художественный руководитель театра, Заслуженный артист Воронежской области Александр Литягин обосновал не только популярностью спектакля у зрителей, но и потребностью держать в тонусе балетную труппу. Ведь сложная и разнообразная хореография этого балета требует не только физических напряжений танцовщиков, но и актёрского проникновения в суть разнообразных образов произведения Сервантеса. Возродили «Дон Кихота» в Воронеже балетмейстер-постановщик, Заслуженный работник культуры России Андрей Меланьин, ассистенты балетмейстера: Заслуженная артистка России Ирина Лазарева и Ольга Николайчук, художник-постановщик, Заслуженный деятель искусств России Валерий Кочиашвили и дирижёр-постановщик, народный артист России Феликс Коробов. И, разумеется, вся балетная труппа театра.
Удивительное дело: балет после перерыва не потерял популярности, все представления проходят с неизменным аншлагом. Казалось бы, при нынешних возможностях интернета интерес массового зрителя к театру должен снижаться – в любое время на экране компьютера можно посмотреть любимый балет или драматический спектакль. Видимо, живое общение публики с актёрами становится не менее важным, а, напротив, более необходимым и эмоционально востребованным.
Но вернёмся к воронежскому спектаклю – в Испанию конца XVI – начала XVII веков, куда Сервантес поселил своего рыцаря печального образа Дон Кихота (Артём Борисенко и Александр Меркулов) и его верного слугу Санчо Пансу (Вадим Мануковский и Дмитрий Трухачёв). Сюжет спектакля – лишь один из эпизодов великого романа классика испанской литературы. Это рассказ о том, как чудаковатый, помешанный на рыцарстве дворянин помог воссоединиться паре влюблённых: Китри, дочери жадного трактирщика, и разбитного парикмахера Базиля. Перед нами разворачиваются события порой комические, порой лирические и трогательные. Одна за другой мелькают зарисовки и картины испанской жизни и быта, на фоне которых Мариус Петипа, мастерски соединив богатейший танцевальный испанский фольклор с возможностями классического балета, обеспечил своему детищу столь долгую сценическую жизнь и столь же неизменную популярность.
В воронежском спектакле после открытия занавеса и пролога мы практически сразу знакомимся с главными героями – Китри и Базилем. Они танцуют лирическое адажио с романтическими обводками, нежными прикосновениями, воздушными прыжками. Далее действие идёт по нарастающей. Обилие вставных номеров: антре тореадоров, блестящий выход Эспады (Максим Данилов), сольный танец Мерседес (Надежда Ефимец и Ольга Негробова), драматическое фламенко и ещё множество ярких впечатлений дарят зрителям солисты и кордебалет труппы оперного театра.
Но, конечно же, в центре внимания публики – исполнители главных партий Китри и Базиля. В воронежском спектакле чередуются две пары: Юлия Непомнящая – Михаил Ветров и Марта Луцко – Иван Негробов. И если в плане безупречного исполнения сложной хореографии они мало отличаются друг от друга, то в плане психологии образов есть заметное различие. У первой пары их персонажи динамичны и раскованы, а у второй – более лиричны и сдержанны в выражении своих чувств. Впрочем, финальное па-де-де обе пары исполняют с необыкновенным подъёмом, и 32 фуэте балерин встречает гром аплодисментов.
В заключение следует отметить заметный профессиональный рост воронежского балета в целом. Особенно это заметно в картине «Сон Дон Кихота». Хореография этого фрагмента – яркий пример балетной классики, требующей от исполнителей синхронности и чёткости каждого перестроения и каждого па. И здесь балетная труппа оказалась на высоте. Одним словом, успех обновлённого «Дон Кихота» – залог того, что в ближайшем будущем любителей и поклонников этого вида сценического искусства в Воронеже заметно прибавится.
Фото: Анастасия УСКОВА
Валерий ПОПОВ https://communa.ru/kultura/vozvrashchenie-don-kikhota-na-voronezhskuyu-stsenu/- Нравится
- Не нравится