31.10.2022 10:14
Художественный руководитель Воронежской филармонии Ирина Авралёва – об искусстве заинтересовать зрителя классикой, музыке вне времени и эффективности «Пушкинской карты»
23 октября исполнилось 85 лет со дня первого концерта в нашей филармонии. Прелюдией к юбилею стал V фестиваль «Воронежская камерата». На несколько дней слушатели погрузились в жизнь и творчество семьи Ростроповичей через музыкальные, культурно-просветительские и образовательные форматы. А новый сезон в филармонии открылся концертом, на котором солировала пианистка мирового уровня, народная артистка СССР Элисо Вирсаладзе. И это далеко не все сюрпризы для ценителей классики. О том, как сегодня можно популяризировать академическую музыку, из кого вырастают звёзды большой сцены и каким видят нашего зрителя именитые гастролёры, «Коммуне» рассказала художественный руководитель Воронежской государственной филармонии Ирина АВРАЛЁВА.
Желание удивлять
— Ирина Владимировна, ещё несколько лет назад было непросто привлечь слушателей на концерты академической музыки. Судя по интересу публики к фестивалю «Воронежская камерата», решение задачи найдено. Люди вкусили материальных благ и стали с интересом открывать духовные радости?— Я бы не сказала, что сегодня у нас все насытились материальным и устремились в филармонию поглощать академическое искусство. Тем более на фоне широкого распространения массовой культуры. Академическая музыка — это, безусловно, носитель высоконравственных эстетических смыслов, и в этом качестве она всегда будет важна. Заинтересовать классикой нашего искушённого современника — отдельное искусство. Но с другой стороны, у нас же сейчас время больших экспериментов...
— Что это значит?
— Что мы учимся взаимодействовать с другими видами искусств, различными технологиями, в результате чего рождаются уникальные форматы. Например, такие, как экскурсия-концерт. На предыдущей «Воронежской камерате» он проходил в Репном – в усадьбе Лосевых – Шатиловых – Сталь фон Гольштейн (дворянин Алексей Лосев выстроил усадебный дом и церковь второй половине XVIII века. До осени 1917 года она принадлежала разным поколениям одной семьи. В 1972 году здесь останавливался Фидель Кастро – прим. ред.). Вначале публика совершила экскурсию по усадьбе, познакомилась с её историей, окунулась в атмосферу XIX века. Затем в одном из залов состоялся концерт из произведений музыки той эпохи.
— А что касается детской аудитории?
— Здесь делаем акцент на интерактив. Предлагаем детям, в том числе учащимся музыкальных школ, самим стать частью оркестра. Таким образом растим себе смену — есть те, кто начинал как участник проекта «Филармония будущего», а впоследствии выбрал профессию музыканта. Подобные проекты готовит вся наша творческая команда: артисты, руководители коллективов, режиссёры. Когда возникает какая-то идея, мы собираемся и обсуждаем её. Полагаемся на наши богатые традиции, опыт и желание удивлять.
Любовь к народной музыке
— Носители традиций филармонии — целое созвездие коллективов и солистов. Как удерживаете и бережёте тех, кто стал вашим золотым фондом?— Только силой своего доверия и зрительской любовью. Филармонические коллективы хорошо известны воронежской публике. Имеют массу почитателей в других городах России и за рубежом. Наш академический симфонический оркестр на 12 лет старше филармонии. Более 50 лет оркестром руководит маэстро — народный артист России Владимир Вербицкий. Музыканты выступали на самых престижных площадках: в большом зале Московской консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Московском доме композиторов, большом зале Санкт-Петербургской филармонии.
— В филармонии широко представлено народное направление музыки. Есть ощущение, что сегодня в связи с подъёмом патриотических чувств оно переживает ренессанс...
— Любовь к народной музыке вне времени. С филармонией были тесно связаны исполнительница частушек Мария Мордасова и руководитель Воронежского русского народного хора Константин Массалитинов. Сегодня наш ансамбль русской песни «Воронежские девчата» (руководитель – Анна Ковригина) — частый гость больших концертов и фестивалей. Коллектив умудрялся выезжать за рубеж даже во время пандемии, когда никого не выпускали.
— Есть ли шанс у молодых коллективов и отдельных исполнителей стать частью большой семьи Воронежской филармонии?
— Несколько лет назад обратила внимание на то, что у нас в городе много ценителей джаза. В 2016 году инициировала приглашение в филармонию джазового оркестра Big Band, который занял новую нишу, нашёл своего зрителя. Публика ждёт ярких, харизматичных артистов. Таких, как наша певица Оля Чиркова. Она — представитель музыкальной династии, буквально выросла на сцене. В 11-летнем возрасте пела в составе ансамбля «Воронежские девчата».
«Воронежский зритель созрел для нового»
— По какому принципу отбираете тех, кого готовы пригласить на гастроли в Воронеж?— О, здесь у нас множество имён великолепных артистов, дружба с которыми проверена годами! В то же время я отслеживаю результаты больших музыкальных конкурсов и фестивалей. Важно не упустить талантливых победителей, оперативно с ними связаться и как можно скорее познакомить с ними воронежскую аудиторию. Так мы «заполучили» на наш фестиваль Александра Ключко — победителя Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров им. Рахманинова.
— Немаловажный момент — финансовый. Чтобы приглашать гастролёров, нужны ресурсы…
— В этом плане у нас есть взаимопонимание с правительством Воронежской области. Концерт с участием ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета состоялся благодаря личному участию губернатора Александра Гусева. И фестиваль «Воронежская камерата» проходит при большой поддержке департамента культуры региона. Пять лет работаем под крылом проекта Министерства культуры «Всероссийские филармонические сезоны». В рамках нацпроекта «Культура» нам помогают с ремонтом, приобретают инструменты, выделяют средства на гастрольно-концертную деятельность. Без такой поддержки развитие культурных процессов сегодня немыслимо.
— Что сейчас в вашем рабочем портфеле?
— После пятой «Камераты» мы ощутили востребованность не только музыкальных жанров. Публике интересны лекции о музыке, экскурсии, связанные с именами наших земляков-музыкантов. Возможно, в перспективе у нас фестиваль совершенно иного формата. Объективно воронежский зритель уже созрел для чего-то нового.
— Сегодняшний зритель филармонии — кто он?
— После пандемии стало больше молодёжи. Больше тех, кто только начал приобщаться к миру классической музыки.
— Быть может, здесь есть и заслуга проекта «Пушкинская карта»?
— Безусловно, «Пушкинская карта» даёт молодым людям преференции в приобретении билетов. Знаете, как определяем, есть в зале новая публика или нет? Если во время исполнения многочастного симфонического произведения начинают аплодировать между частями значит, в зале много новичков. Кого-то это может раздражать. А нас радует. Мы говорим себе: «Вот она — наша новая публика». Уверены, что сможем сделать всё, чтобы со временем филармония стала для молодёжи привлекательным и даже модным местом.
СПРАВКА «КОММУНЫ»
Воронежская филармония открылась в октябре 1937 года в помещении Дома санитарной культуры, бывшем Дворянском собрании, на пересечении улиц Фридриха Энгельса и Чайковского. В течение первого сезона в Воронежской филармонии вместе с симфоническим оркестром выступили Сергей Лемешев, Иван Козловский, Давид Ойстрах и другие блистательные музыканты. В годы Великой Отечественной войны здание филармонии было разрушено, однако уже к осени 1943 года филармония возобновила работу. В 1946 году многие её артисты были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». С 1961 года филармония занимает старинное помещение с двумя сфинксами – грифонами на фасаде.Фото: Виталий ГАРКУША.
Наталья СТОЛПОВСКАЯ https://communa.ru/kultura/filarmoniya-dolzhna-stat-modnym-mestom-dlya-molodyezhi/- Нравится
- Не нравится