17.07.2022 10:49
Руководитель ансамбля «Воронежские солисты», артист филармонии – об исполнении композиции Юрия Хоя на крыше высотки и мистической силе сцены
В начале июля в Воронеже состоялся необычный флешмоб – на седьмом этаже бизнес-центра прозвучала симфоническая версия песни «Туман» группы «Сектор Газа». Оркестром дирижировал Евгений Мингалёв, Заслуженный артист нашей области, руководитель ансамбля «Воронежские солисты». Теперь он ещё и герой соцсетей: ролик с композицией «Туман» разместил на своей страничке губернатор Александр Гусев, символичное видео посмотрели жители многих регионов страны. В эксклюзивном интервью «Коммуне» Евгений Мингалёв рассказал о том, к кому обращено их выступление, чем ему дорог воронежский слушатель и почему сцена лечит и зрителей, и артистов.
«Вместе преодолеем опасный путь»
– Евгений Николаевич, первый вопрос, конечно, про исполнение композиции Юрия Хоя. Что это было?– Это был дружеский ответ артистам Академического симфонического оркестра Донецкой филармонии. Его музыканты недавно выложили в сеть видео, на котором видно, как они играют на крыше высотки композицию «Пора домой» группы «Сектор Газа». Мы решили принять эстафету и поддержать музыкантов из братских республик. Придумали флешмоб «Vоронеж Zа правду». Дальше – дело техники.
– Как выбирали музыкальный материал?
– Позвонил среднему сыну Арсению, он нашёл ноты с песней «Туман», помог с превращением рок-композиции в симфоническую. В ней есть такие слова: «… И мы пройдём опасный путь через туман…». Сейчас они обретают особый смысл: мы верим в то, что непростое время закончится и мы вместе преодолеем этот «опасный путь». Загорелись идеей, записали музыку в зале, потому что на крыше условия, конечно, не те. Наконец приняли участие в съёмках нашего клипа.
– А вам близко творчество группы «Сектор Газа»?
– Это наша юность. Не то чтобы я был их фанатом, но музыка Хоя в перестройку доносилась из каждого окна. Тогда всё это было в новинку.
«В ансамбле все равны»
– Вы не только артист филармонии, но и музыкант ансамбля «Воронежские солисты», которому в следующем году исполняется 25 лет...– Самому в это не верится. Не покидает ощущение, что всё началось только вчера. Мы с ребятами встретились в институте. Там же сложились как музыкальный коллектив. Студенческая дружба и совместное творчество скрепили нас надолго. Были и жаркие споры. Но у нас свой принцип: «В ансамбле все равны». Меня хоть и подписывают «руководитель коллектива», но я стараюсь не руководить. Каждый имеет равноправный голос. Вообще я считаю, что ансамбль дал мне исключительный толчок, и всему, чего достиг, я обязан нашему коллективу.
– Как подбирался репертуар? По этому поводу были разногласия?
– Начинали с музыки Астора Пьяццоллы — аргентинского композитора второй половины XX века. Он и сейчас безумно популярен, а в тот момент был на пике музыкальной моды. Дальше формировался общий вкус, что позволяло нам находить именно те композиции, которые нам подходят. Мы много гастролировали по Европе, потому что попали в «фестивальную орбиту». Стоит засветиться на одном фестивале, и тебя уже приглашают на другие. Включали в репертуар произведения разных стилей: от классики (Шостакович, Стравинский) и оригинальной русской музыки (Гридин, Черников) до ирландской музыки и джазовых стандартов.
– Важно ли ориентироваться на вкусы слушателей? И кто он — ваш слушатель?
– Музыка предназначена для того, чтобы снимать груз с души. Не всегда она должна быть только развлечением, порой надо и задуматься о чём-то. Так что можно ориентироваться на вкусы слушателей, но не стоит идти у них на поводу. Наша публика нас не огорчает. На концерты ансамбля приходят люди разных возрастов. Главное – быть со слушателями искренним.
«Выступали на горе нечистой силы»
– Что зрители воспринимают с наибольшим энтузиазмом? Есть ли у «Воронежских солистов» хиты, которые всегда взрывают зал?– Каждый концерт – это приключение. Иногда выстреливает одно, иногда — другое. Но, конечно, «Сертао» Ришара Гальяно или «Либертанго» Астора Пьяццоллы никого не оставляет равнодушным.
– Был ли у вас особо памятный концерт?
– Да, до сих пор помню наше выступление в Германии, в местечке Брокен, где расположена известная во всём мире Лысая гора. Местность славится тем, что здесь якобы собирается на шабаши нечистая сила. Легенду используют в туристических целях – там даже на дорожных знаках изображают ведьму на метле. Нас предупреждали, что надо ждать мистических событий. И вот на одном концерте у нашего баяниста рвётся ремень, потом западает клавиша. Через переводчика нам передали, что место всё-таки имеет значение. Ещё было незабываемое выступление с величайшим баянистом Александром Скляровым на фестивале в концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных. Надеемся ещё раз выйти на эту легендарную сцену.
– В одном из интервью вы заметили: «Мы не относимся к нашему творчеству, как к работе». Что имелось в виду?
– Как говорят музыканты, если видно, как человек трудится на сцене, значит, он делает что-то не так. Зритель посещает концерты, чтобы хотя бы на время уйти от бытовых проблем. Чтобы оказаться в прекрасном мире, где царят гармония и искусство. Мы, музыканты, можем перенести его туда. И при этом нам самим важно наслаждаться творчеством, получать от него удовольствие. Музыка может унять боль, успокоить – причём не только тех, кто в зале, но и тех, кто на сцене. Многократно проверено — плохо чувствуешь себя до концерта, а во время игры всю боль как рукой снимает. Есть в этом что-то магическое.
ДОСЬЕ «КОММУНЫ»
Евгений Мингалёв родился в Темиртау (Казахстан). В 1994 году окончил Темиртауское музыкальное училище, в 1999-м – музыкальный факультет Воронежского государственного института искусств. В 1998 году вместе со студентами института создал ансамбль «Воронежские солисты». С 2003 года коллектив находится в штате Воронежской государственной филармонии. Евгений Мингалёв также является вторым дирижёром симфонического оркестра Воронежского концертного зала, артистом Академического симфонического оркестра Воронежской филармонии (контрабас), руководителем камерного оркестра Воронежского музыкального колледжа. Глава музыкальной семьи. Сын Валентин окончил ВГИК, работает звукорежиссёром на киностудии. Сын Арсений перешёл на 2-й курс РАМ имени Гнесиных (класс виолончели). Дочь Прасковья в этом году успешно сдала экзамены в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории.Фото: архив Евгения Мингалева
Наталья СТОЛПОВСКАЯ https://communa.ru/kultura/evgeniy-mingalyev-muzyka-dolzhna-snimat-gruz-s-dushi/- Нравится
- Не нравится