Рынок кинопроката в России менее чем за два месяца изменился до неузнаваемости: в расписании нет почти ни одной громкой голливудской премьеры, зато в повторном прокате «Брат 2», на большом экране можно увидеть Тарковского и даже фестивальные европейские хиты теперь показывают в удобное время, не пытаясь освободить залы под очередной блокбастер. Крупные мировые студии, в числе которых, например, Paramount Pictures, Warner Bros., Sony и Disney, на фоне политических событий отказались от проката своих проектов в России. Ситуация, может и не катастрофичная для зрителя, особенно привыкшего к интеллектуальному кино, однако если говорить о выживаемости кинотеатров, даже не о прибыли, которым Голливуд приносил 75-80% дохода, перспективы отнюдь не радужные. О том, что ждет кинотеатры в новом мире, возможно ли удержать бизнес на плаву с минимальными потерями и есть ли альтернатива Голливуду – об этом и многом другом поговорили с директором кинотеатра «Спартак» Михаилом Носыревым и киноблогером Анатолием Сушко. «В России, возможно, уже закрылись 10-15% кинотеатров» – Произошло то, что я называю апокалипсисом. Не думаю, что это большое преувеличение, – говорит Носырев. – На российское кино, так называемый арт-хаус и другие проекты приходится в общей сложности лишь 25%. Основная часть проката – порядка 75% – это Голливуд. И вот сейчас эти 75%, самые крупные студии, за счет которых мы могли жить в финансовом плане, просто ушли. Именно благодаря финансовой подушке безопасности, формировавшейся за счет американских блокбастеров и громких премьер, многие кинотеатры в стране могли позволить себе спокойно проводить фестивали кино, на которые приходило по десять человек, и заниматься другими проектами, имиджевыми. Сейчас кинозалы практически пусты даже по вечерам. И вот это для бизнеса – настоящая катастрофа. Выживут далеко не все, считают воронежские эксперты. Носырев полагает, что в стране уже закрылись 10-15% киноплексов. Просто официальной статистики пока нет. Информация должна появиться в ближайшее время. Что касается воронежских площадок: совсем недавно «Пролетарий» полностью приостановил кинопоказы, еще в нескольких крупных кинотеатрах закрыли половину залов, «Спартак» работает в усеченном режиме. – То есть мы все в той или иной степени закрытия находимся. Фактически, все 5 – 5,5 тыс. залов, построенных в России за эти 20 лет. Как долго в такой ситуации мы сможем платить зарплаты, налоги, кредиты? Если удастся, мы будем тянуть эту ноту и дальше. Но надо понимать, что мы это делаем только из любви к искусству. Это не вопрос развития или получения прибыли, теперь это только вопрос выживания. В расписании кинотеатров по всей стране – заметные изменения. И это, кстати, не всегда плохо. Если бы не нужно было думать о доходности. – Сейчас нишу Голливуда заняли фестивальные фильмы, и это хорошая новость. В рамках отдельной программы, у нас она так и называется, «Хорошее кино», мы, например, показываем оскароносный «Сядь за руль моей машины», «Худший человек на Земле» Триера (прим. ред. – не Ларса, а Йоакима), «Лакричную пиццу», «Роман служанки». Все их можно сравнивать по художественным достоинствам, а не мощности спецэффектов и числу кинопоказов. Однако нужно понимать, что эти фильмы не собирают и 10% от того, что собирают голливудские фильмы. «Нам нужен качественный продукт» Некоторые эксперты на фоне складывающей ситуации заговорили о переориентации рынка. Предлагали заполнять кинопрокат индийскими, корейскими, мексиканскими фильмами и выстраивать чуть ли не китайскую систему, которая даже Голливуду диктует свои правила. Показывать, конечно, можно что угодно, только ходить люди на это не будут, считают эксперты. Проблема отчасти в качестве, отчасти в менталитете восприятия – он все-таки разный. – Нас вообще эти 20-30 лет упорно воспитывали потреблять американский контент. Я называют это творческий «фаст-фуд». Тут нужно еще и наши привычки менять, – считает киноблогер Анатолий Сушко. – Сейчас есть спрос на определенный продукт. Потребуется время, чтобы переучить зрителя. – Нам безусловно сейчас нужно хорошее кино, нужно нарастить выход своих фильмов, – говорит Михаил Носырев. – Прежде всего, для этого нужны деньги. Сейчас правительство выделяет 11 млрд на производство фильмов. Это не так много, но при наличии гораздо более серьёзных проблем, хорошо что на нас обратили внимание. Однако от принятия решения до выхода фильма должно пройти два года, ну пусть год. Мы просто до этих времён можем не дожить. Люди в какой-то момент не смогут все это выдерживать и будут перепрофилировать кинотеатры. Делать рестораны, катки, офисы. Это вложения. И откажутся ли они от них потом, чтобы снова показывать кино – не уверен, что это произойдет. В данной ситуации мы будем рады любой помощи, которая позволит нам не закрыть двери. Радует, что нас слышат. Серьезность ситуации все понимают. Кинопроизводство и прокат – две разные проблемы. Денежные вливания со стороны государства нужны в обе этих сферы. Кинотеатрам деньги необходимы, чтобы просто не закрыться, производителям – чтобы в дальнейшем поставлять на рынок действительно качественный продукт. То, что это возможно – вопросов не возникает. Вспоминается и «Турецкий Гамбит», и недавние «Легенда №17» и «Движение вверх». Хотя кадровые проблемы в России есть, и со сценаристами, и с монтажерами, и с операторами. – Собирать с миру по нитке, чтобы заполнить наш кинопрокат – не лучший вариант, – считает Анатолий Сушко. – Если посмотреть на официальную статистику за 2021 год, мы увидим, что в наших кинотеатрах вышло всего 525 фильмов, из них 153 – российских. Из этих 153 окупились лишь пять. Во-первых, это говорит о том, что мы реально можем выдавать по три новинки в неделю. Но вопрос в том, что производство российского кино встанет без поддержки государства. Докинем в прокат корейских и европейских фильмов. В принципе, 5-7 фильмов в неделю можно выдавать. Но тут мы снова возвращаемся к вопросу, будут ли люди это смотреть. И тут кинотеатры сталкиваются с еще одной проблемой: вынужденной конкуренцией с интернет-платформами, которые перетягивают к себе не только зрителей, но и проекты. Кинопрокатное окно за последние годы сократилось со 180 дней в некоторых случаях до нуля. Какие-то фильмы и вовсе готовят к выходу сразу на платформах, минуя кинотеатры. Это как минимум гораздо дешевле, да и аудитория шире в разы. – В первое десятилетие нулевых кинопоказ приростал на 100% в год. Это была самая развивающаяся отрасль в России. С 2010 по 2015 годы – это так называемое плато, и с 2015 года интернет начал у нас потихонечку аудиторию отгрызать, – рассказывает Носырев. – Но это очень медленный процесс был. Мы всегда говорили, что на наш век кинопоказов хватит. И вдруг в марте 2020 года мы проиграли платформам со счетом 100:0. Когда мы снова открылись, зрители к нам автоматически не вернулись. Сейчас ситуация хуже, чем в пандемию, – считает Носырев. – Рынок, каким он был, уже не будет никогда. Но, может быть, это и хорошо. Предсказать, как это будет выглядеть – невозможно. Мы совершенно точно можем создавать качественный продукт. Но чтобы что-то было через два года, надо спасти то, что есть сейчас. И система кинотеатров в России есть, не уступающая никому, – подытоживает Носырев. Фото – Дом журналистов.
«Апокалипсис – не большое преувеличение»: что будет с воронежскими кинотеатрами
Источник: http://36on.ru/