05.08.2021 10:51
Педагог, театральный критик и общественный деятель – о военном детстве, востребованности культуры и о том, как объяснить музыку за три минуты
Бронислав Табачников многим воронежцам известен как театральный критик. Лекции Бронислава Яковлевича помнят сотрудники вузов и сельские труженики. У абитуриентов профессор Табачников принимал вступительные экзамены... Оказавшись в ковидную эпоху на самоизоляции, он завёл с помощью внуков видеоблог. И продолжал писать статьи, дорабатывать мемуары, которые, кстати, вот-вот выйдут под названием «О прожитом и пережитом».
Накануне 85-летнего юбилея корреспондент «Коммуны» встретился с Брониславом Яковлевичем. Общение с умелым рассказчиком, за плечами которого сотни публичных выступлений,–опыт интересный. Жаль, что читателям не слышен его голос. Но можно ощутить табачниковскую ироничную интонацию.
Путь к Моцарту через Брежнева
Детство его поколения совпало с войной. В первые месяцы Великой Отечественной ему, уроженцу Днепропетровска, было пять лет. Мама умерла, папа пошёл воевать. Мальчик оказался у родственников, которые работали в Днепродзержинском театре. А там часто бывал будущий генсек Леонид Брежнев. В первые месяцы войны ему поручили вывоз заводов Приднепровья на восток. Вагон одного из составов он выделил театру. Так маленький Броня оказался в эвакуации:- Нас занесло в Восточный Казахстан. Театр работал три дня в неделю. Ещё три артисты трудились в медных рудниках. Жили прямо в театре. Целые дни я проводил на репетициях.
После войны Бронислав Табачников вернулся в родной Днепропетровск. А юность его связана с Ярославлем. В этот город он приехал в 1954-м поступать в пединститут. Сюда же вернулся из армии. Кстати, именно там нашему герою «театральное детство аукнулось»:
- В начале 1960-х я служил в Иркутске. Восемь месяцев не выходили из казармы–было очень тяжело! И когда выпустили в увольнение, я пошёл в театр. После просмотра спектакля захотелось поделиться впечатлениями. Я сел и написал рецензию. Её опубликовали в областной газете. Так началась моя критическая деятельность.
В Ярославле Бронислав Табачников занялся журналистикой – работал на радио, сотрудничал с газетой. Там же и концерты стал вести:
- Мы гуляли с главным дирижёром местного симфонического оркестра. Я стал изображать, как ведут концерты в Москве. Он остановился: «Слушай, я не могу найти человека, который этим бы занялся!». Приехала капелла Александра Юрлова, давали «Реквием» Моцарта с оркестром. Меня попросили представить музыку. Вышел молодой парень и про все 12 частей рассказал.
Политика партии
Развивать навыки довелось в Воронеже. Сюда Бронислав Табачников приехал в 1963-м, чтобы стать аспирантом истфака ВГУ. И остался навсегда.- Стипендию получал высшую – 100 рублей, – вспоминает он. – Но подрабатывать надо было. Я пошёл в «Коммуну», установил связи с отделом культуры. В газете опубликовали много моих статей. Думаю, больше 150.
Вскоре Табачников стал участником секции театральных критиков, заседавшей в Кольцовском театре, позд нее – в Доме актёра. Попутно совершенствовался в просветительстве на сцене филармонии.
- Когда готовишься к концерту, главное – не собрать материал, предположим, о Бетховене, а так всё выстроить, чтобы публике было удобно воспринимать. Над этим я размышляю долгие часы. Люди пришли слушать не меня, а музыку. Я должен лишь помочь им, – делится профессиональными секретами Табачников.
На замечание, что советскому человеку многое из музыки XX века было недоступно, репертуар зависел от мнения дремучих чиновников, мой собеседник отреагировал так:
- Помню, как в филармонии пытались исполнять симфонии Альфреда Шнитке, а власти запрещали: боялись, что музыка несёт крамолу. И случалось, висит афиша – такого-то числа прозвучит Шнитке, а в день концерта его заменяют Чайковским. Чьё решение, кто позвонил? Была формула: «Есть мнение!». Чьё – никогда не озвучивалось. Всем руководила партия. И очень радостно, что позорное постановление ЦК КПСС 1948 года об опере «Великая дружба» (оно объявило оперу «порочным антихудожественным произведением», а музыкальная деятельность многих крупных композиторов была ограничена–ред.) было отменено! При Хрущёве этого добился Тихон Хренников.
В Воронеже, кстати, композитор Хренников был несколько раз. Своим высоким статусом – почти полвека он руководил Союзом композиторов СССР – пользовался, например, чтобы помочь оперному театру и филармонии.
Однажды мы встретились и проговорили всю ночь,–вспоминает Табачников. – Он много интересного рассказал. Например, о председателе Гостелерадиокомитета Лапине. Тот был выдающимся антисемитом. И однажды у Хренникова спрашивает: «Почему в оркестрах так много евреев?». Тихон Николаевич говорит: «Сергей Георгиевич, скажите, вы умеете играть на скрипке?»–«Нет!»– «Вот и я не умею. А они умеют!».
«Табачников был пьян в доску»
Многим в Воронеже Бронислав Табачников был известен как рецензент из «Коммуны» и человек, нескучный рассказ которого украшал концерты. Наверное, меньше знали о работе на истфаке ВГУ, позднее – в институте искусств. А параллельно он общался со слушателем, который, как правило, в филармонии не бывал:- Я специалист по истории Центральной и Юго-Восточной Европы. Тема монографии – «Общественное движение на польских землях в конце XIX–начале XX века». И мне приходилось читать много лекций о соцлагере и международных событиях–всю область объездил! Выступал в клубах, на предприятиях. Исходил из того, что аудитории должно быть интересно. Рассказывал что-то заготовленное, а потом говорил: «Теперь я остановлюсь, а вы задавайте вопросы. Если знаю, отвечу. Если нет, то ничего не скажу!».
Случалось и «попадать в истории»:
- Выступал в Поворино. Тут приехал поэт Павел Мелёхин с приятелем. Они напросились читать стихи после меня, но напились и стали куролесить. Из района о происшествии доложили в обком партии. А поскольку там были люди, которые меня очень «любили», тут же в университет сообщили, что Табачников в Поворино был пьян в доску! В обкоме приказали «Коммуне» напечатать обо мне фельетон. Писать его велели Борису Подкопаеву. Но тот меня хорошо знал и понимал: такого не могло быть. И публикацию задержал. А партком вуза немедленно связался с Поворинским райкомом– прислали на меня отменную характеристику, и инцидент был исчерпан.
«Культурой интересуются только 5% воронежцев»
В поездках удавалось знакомиться и с культурой провинции. Годы спустя можно сравнить вчерашний день и сегодняшний:- Раньше приезжали вечером в Богучар, а там – уже мёртвое царство. Сейчас всё-таки светятся огоньки. Происходит много интересного в Боброве, Калаче, Россоши, Лисках.
Хотя продолжение размышлений у моего собеседника получилось не очень радостным:
- А вообще культура востребована у нас максимум пятью-шестью процентами населения! Мы гордимся Платоновским фестивалем. Но неподалёку от моего дома есть кондитерская фабрика. Я выхожу утром из подъезда и спрашиваю у работниц: «Девочки, а вы про Платоновский фестиваль знаете?». Они понятия не имеют, что это такое. По-прежнему не решены две задачи. Первая–общее культурное пространство в области. Чтобы житель Воронежа знал о том, что делается в Лисках, а там принимали симфонический оркестр хотя бы дважды в год. И вторая: как сделать, чтобы культурой интересовались не 5–7 процентов воронежцев, как сейчас, а хотя бы 10–12? Видимо, это уже задача будущих поколений. Когда закончилась война, разрушенный Воронеж надо было восстанавливать. Крестьянское население пришло в город, а в его быту Моцарта и Чайковского не было никогда. И до сих пор нет. Я не раз возглавлял государственную экзаменационную комиссию в пединституте. Выпускников спрашиваю: «Сколько раз были в филармонии?»– «Никогда». – «А в оперном театре?»– «Ни разу». И если хоть 2–3 процента куда-то ходит, это уже хорошо.
ДОСЬЕ «КОММУНЫ»
Бронислав ТАБАЧНИКОВ родился 5 августа 1936 года в Днепропетровске. Окончил Ярославский пединститут. В Воронеже живёт с 1963 года. Работал на истфаке ВГУ, возглавлял кафедру общественных наук института искусств (1982–1987), затем стал заведующим кафедрой истории, философии и культуры ВОИПКРО (ныне – Институт развития образования имени Бунакова). Автор более 150 научных трудов и нескольких книг. Председатель Общественного совета при областном департаменте культуры. Заслуженный работник высшей школы РФ, Заслуженный работник культуры Воронежской области. Кавалер ордена Почёта и медали Ушинского.Фото: личный архив Бронислава Табачникова
Виталий ЧЕРНИКОВ https://communa.ru/kultura/bronislav-tabachnikov-lyudi-prikhodyat-slushat-ne-menya-a-muzyku-/- Нравится
- Не нравится